Вакцинация казахстанцев должна пройти в кратчайшие сроки.
Ильяс Есмагамбетов, молекулярный биолог, биотехнолог, кандидат биологических наук, участвовавший в создании российской вакцины от КВИ, сообщил, что в настоящее время в институте Гамалеи ведется работа по модификации вакцины с возможностью создания иммунитета против новых возникающих индийских, британских, южноафриканских штаммов, сообщает Vecher.kz
Говоря об опасениях людей по поводу негативного влияния вакцинации на репродуктивные функции, Ильяс Есмагамбетов отметил, что с научной точки зрения никаких предпосылок для подобных утверждений нет.
«Я думаю, здесь стоит пояснить: вакцины сделаны в платформе аденовируса, аденовирус – это обычная ОРВИ, которой сезонно болеют практически все люди, при этом никаких осложнений или тяжелых течений данных заболеваний не наблюдается. Обезвреженный вирусный вектор сделан на базе вируса, который в принципе не является каким-то жутко патогенным, тем более этот вектор не способен привести к каким-то серьезным негативным последствиям», – уверен ученый.
Ильяс Есмагамбетов также рассказал о способности вируса эволюционировать. Биотехнолог отметил, что именно в рамках уханьского штамма можно говорить о годе, потом, скорее всего, потребуется ревакцинация.
«Этот вопрос уже обсуждается в институте, и, возможно, позже будут какие-то рекомендации по этому поводу. Пока неофициально можно сказать, что нужно проверяться специальными тест-системами. Это очень важно, так как не все тест-системы подходят для идентификации поствакцинального иммунитета. Эта система должна в качестве ключевого компонента содержать именно поверхностный белок коронавируса или рецептор, связывающий его домен. Многие люди, получившие «Спутник V», идут смотреть поверхностный иммунитет, изучать активность за счет уровня антител и там видят отрицательный результат, поэтому думают, что вакцина не работает. А на самом деле эта тест-система могла содержать совсем не тот ключевой компонент. Поэтому мы можем утверждать, что здесь подходит тест-система, разработанная в институте Гамалеи», – пояснил биотехнолог.
Также ученый выразил свое мнение об иммунитете после прививки от КВИ. Он отмечает, что это очень индивидуально и зависит от организма, возрастной группы. У людей пожилого возраста иммунитет в виде антител начинает падать раньше, чем у молодых. У лиц до 30 лет более стойкий иммунитет, он держится в течение шести месяцев, потом постепенно начинает падать. Тем не менее ученый не считает, что даже это падение критично для борьбы с инфекцией.
Сам Ильяс Есмагамбетов привился «Спутником V», причем он, как и его коллеги, вакцинировались первой серией препарата, испытав его на себе.
Говоря о нынешней работе Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи по разработке и усовершенствованию вакцины, ученый отметил, что сейчас ведется расширенная работа по модификации «Спутника V» с возможностью создания иммунитета против новых возникающих индийских, британских, южноафриканских штаммов:
«Мы будем давать ответ, когда прототипы, которые направлены против новых штаммов, будут до конца изучены и испытаны, а уже потом, возможно, будут какие ускоренные клинические исследования этих вакцинных препаратов. Если удастся ввести их достаточно быстро в производство, ревакцинацию можно будет делать модифицированной под новые штаммы вакциной».
Ученый заявляет, что для создания коллективного иммунитета нужно в кратчайшие сроки привить 70% населения, что в больших странах не представляется возможным.
Ильяс Есмагамбетов отмечает, что у тех людей, которые были привиты первыми или одними из первых, иммунитет начинает снижаться. А есть те, кто были привиты не так давно, – у них иммунитет на пике. Есть те, кто вообще не привит. Поскольку в популяции есть неоднородность, это дает вирусу возможность образовывать варианты, которые способны эффективно уходить из-под давления коллективного иммунитета.
Что касается обязательности вакцинации, то ученый подчеркивает, что не считает правильным принуждать людей к каким-то действиям, которые в их сознании не являются правильными:
«Нельзя сказать, что вакцинация не имеет никаких ограничений. Все равно ее нужно согласовывать с лечащим врачом. Люди могут иметь какие-то хронические, аутоиммунные заболевания. Здесь нельзя так грубо говорить, что всех прививаем, несмотря ни на что, и создаем коллективный иммунитет. Все достаточно индивидуально, и к каждому человеку нужен индивидуальный подход».
Самый нелепый слух, по мнению молекулярного биолога, это тот, что после введения вакцины человек становится генно-модифицированным. Если следовать такой логике, говорит ученый, все люди являются генно-модифицированными, так как все хоть раз в жизни болели вирусной инфекцией. А вирус проникает в клетку и вносит свой генетический материал. С этой точки зрения все люди на планете генно-модифицированы, причем не раз.
Ильяс Есмагамбетов обращает внимание на то, что этот вирус был известен в природе, но у такого варианта, с которым сейчас люди столкнулись, патогенез не совсем ясен. Есть люди, которые не вакцинированы и из которых выделяется вирулентный вирус. Он хорошо растет из клеток, способен заражать, а у кого-то невозможно практически. Это сугубо индивидуально и зависит от особенностей организма: у кого-то выделяется высоковирулентный вирус, у кого-то непатогенный, практически не способный заразить другого человека. Прямой корреляции нет. Ученый высказывает предположение, что это особенности генетики и иммунной системы.
«Если разбираться в особенностях иммунитета, то все эти кусочки вируса иммунной системой презентируются к другим клеткам, что позволяет создать специфический иммунитет. И кусочки вируса могут презентироваться совершенно по-разному, это зависит от генотипа», – считает Есмагамбетов.
Он также отмечает, что по сути это часть ОРВИ, просто вирус достаточно вирулентный и опасный. Как показала история, он оставался в рамках классической статистической модели поведения любого вируса.
«Если посмотреть на историю человечества, был русский грипп, гонконгский, испанский. Самая первая пандемия унесла по статистике 30% населения земного шара, потом 10%. Когда появилась «испанка», иммунная прослойка человечества не была готова, так как вирус был новый, поэтому наблюдалась такая тяжесть течения. Потом уже иммунная система была более готова, пандемии проходили легче. А затем медицина стала развиваться, позволила систематически лечить данное заболевание. Новый вирус SARS-CoV-2 – к нему человечество было не так готово, как к тому же вирусу гриппа. И поэтому это имело такие последствия и влияние, так как контагиозность его гораздо выше, чем у гриппа, частота летальных случаев выше, поэтому естественно, что за последние 10-20 лет это стало нетривиальным явлением. Пандемии, как при COVID-19, за последние десятки лет не было, поэтому, возможно, все оправдано», – объяснил ученый.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!