За 12 месяцев 2025 года на территории города выявлено 629 правонарушений связанных с незаконным оборотом наркотиков, сообщает Vecher.kz.
«Ну ты даешь, журналист!», – усмехнулся С. в ответ на просьбу посодействовать в приобретении самой убойной травы. За свои неполные шестьдесят лет он уже отсидел в местах лишения свободы не меньше тридцати за преступления, связанные с продажей наркотиков…
«Гидра» в действии
В частном секторе, где я живу, еще лет 25-30 назад было несколько «ям», где круглосуточно продавали анашу, ханку, героин. Необходимо было личное знакомство с барыгами. Ну, или с местными пацанами, которые за вознаграждение содействовали в этом деле. При этом нужно
было не попасться на глаза оперативникам УБН, денно и нощно сканировавших наш поселок на окраине города.
Зная, что в округе давно уже нет ни одной «ямы», я и обратился к С., который предложил прогуляться до заброшенного кладбища. Через заросшие кустами тропы и покосившиеся оградки мы пробрались к небольшому пятачку, где сидело несколько человек разных возрастов. Все – местные жители, которых я знал и С. коротко бросил в круг: «Журналист желает раскумарить залетных, надо помочь».
Самый молодой (успевший отсидеть «за героин») сразу же дал расклад: «Центр» (гашиш) могу принести через полчаса, пакет стоит десятку, но он слабоват, на прошлой неделе был хороший «план» по 15 тысяч, его быстро разобрали. В одном месте есть хороший «индеец», дерзкий
самосад по 20 тысяч за грамм, но ехать далековато и с тебя – тысяч пять на такси. Если временем располагаешь, можно через Телеграм заказать ураганную «гидру» (еще одна разновидность марихуаны, наиболее популярная в данное время). Она также разная есть, зависит от качества: по 25 тысяч за грамм, и по 30 тысяч. Кайф отличный и держит долго, но там вертяков много, неизвестно, на каком адресе будет закладка. Могу съездить, можешь сам поехать. Определяйся, но скажу сразу, придется уделить чуточку и мне».
– А чуйской травки нет что ли? – переваривая информацию, ошарашенный ценами
и выбором, поинтересовался я.
– Хлопотно это, – ответил за всех С. – Сейчас проще вырастить здесь и раскидать среди знакомых, умные люди так и делают, проблем меньше, полицейские ведь тоже не зря свой хлеб едят. Мы тебя знаем, и поэтому можем помочь взять напрямую. В основном, все через «телегу» берут, хоть траву, хоть кокаин. Но для проверенных людей отпускают из рук в руки.
С этими словами он подошел к «бамбасу» и втянул вобранный в пластиковую бутылку без дна густой дым. Запах отличался от «аромата жженных тряпок», который десятилетия назад можно было уловить на моем районе, прямо указывавшего, что где-то курят анашу.
На немой вопрос, С., выпустив густой дым в сторону и прокашлявшись, сказал:
«Люди берут семена через Интернет, сажают на участке своем, через пару месяцев собирают урожай. Не надо ездить «на планы», как в молодости, и раскидать можно через знакомых».
Минуту спустя, он «ушел в просторы вселенной», застыв, привалившись к оградке могилы, где лежал человек похороненный в середине прошлого века. Я оставил десять тысяч тенге на «центр», пообещав забрать пакет завтра… Через несколько дней, увидев меня на улице, С.
окликнул меня, и, смущаясь поинтересовался: «Куда пропал?»
Получив ответ, что иностранцы (которым я якобы приобретал зелье) уже улетели, сказал:
«Ты это, не думай, мы вернем десятку и еще, надеюсь, диктофона и камер при тебе не было?..»
«Надейся», – усмехнулся я, вспоминая его отрешенный вид и испытывая смешанные чувства к неплохому в принципе человеку, променявшему полноценную жизнь
на прозябание на кладбище.
Минимальная доза – максимальное наказание
Начальник управления по противодействию наркопреступности ДП Алматы Мурат Жумабаев отмечает, что наркотики растительного происхождения стабильно фигурируют в сводках правонарушений и распространяются, как при помощи закладок, без контакта покупателя и продавца, так и напрямую.
– За 12 месяцев 2025 года на территории города выявлено 629 правонарушений связанных с незаконным оборотом наркотиков. За отчетный период на территории Алматы выявлено 17 фактов культивирования наркосодержащих растений. В конце декабря в результате спецоперации из незаконного оборота изъято более 10 кг гашиша. Наркотические вещества доставлялись из другого региона страны для последующей реализации в мегаполисе. В отношении фигурантов возбуждено уголовное дело, они помещены в изолятор временного содержания. Системная работа полиции по выявлению и блокированию каналов поставки наркотиков в город не прекращается, но желающие обогатиться продолжают развивать преступный бизнес. Отмечу, что культивирование, то есть выращивание конопли в домашних условиях карается сроком от 3 до 8 лет. Также не существует административного наказания за употребление. Даже минимальная доза является уголовным проступком и может повлечь за собой наказание в виде штрафа до 300 МРП, 70 суток ареста, и несколько месяцев общественных работ, – отметил собеседник «Вечёрки».
Мифы и реальность
Психолог-нарколог Жанар Сабирова конкретно обозначает вред и последствия
употребления марихуаны:
– Термин «легкий наркотик» – это лингвистическая и социальная ловушка, но не
медицинский диагноз. Название закрепилось в массовом сознании по нескольким
причинам, но каждая из них имеет свое «двойное дно».
Факторы, сформировавшие заблуждение:
1. Отсутствие классической «ломки» (абстиненции). В отличие от героина или
алкоголя резкий отказ от анаши не вызывает судорог, сильной рвоты или болей
в костях.
Миф: Если нет физических страданий, значит, нет зависимости.
Реальность: Зависимость носит глубокий психологический характер. Организм привыкает к высокому уровню дофамина. Без него человек впадает в затяжную ангедонию (неспособность радоваться), депрессию, бессонницу и переносится такое состояние тяжелее, чем пара дней физического недомогания.
2. Смертельная доза.
Практически невозможно умереть от прямой передозировки каннабиса, как это происходит при употреблении опиатов, кокаина.
Миф: Если «анашой насмерть не укуришься», значит, безопасна.
Реальность: Смерть может наступить косвенно – из-за несчастного случая, острого психоза или инфаркта на фоне тахикардии.
3. Культурный и политический контекст.
В 1960–70-е годы марихуана в определенных кругах стала символом протеста, пацифизма и «расширения сознания». Она противопоставлялась «тяжелым» наркотикам, разрушающим жизнь за месяцы.
Миф: Это «натуральный продукт», созданный природой.
Реальность: Современная селекционная анаша по содержанию ТГК (тетрагидроканнабинол – главное психоактивное вещество) в 5–10 раз мощнее той, что курили хиппи.
4. Опыт «функциональных потребителей».
Многие видят примеры людей, которые годами курят и ходят на работу.
Миф: Можно употреблять и оставаться успешным.
Реальность: «Иллюзия функционирования». Человек не падает на дно социума, но он стагнирует. Мог стать ученым – стал посредственным клерком; мог построить глубокие отношения – живет в эмоциональной изоляции.
Вред незаметен со стороны, но виден в ретроспективе потерянных лет.
Почему это опасно: термин «легкий» усыпляет бдительность.
Каннабис становится первым шагом не потому, что он «заставляет» пробовать другое, а потому, что стирает страх перед наркотиками вообще. Человек начинает думать, что и другие вещества преувеличенно опасны.
Накопительный эффект: Вред анаши – это «тихий» вред, накапливаемый годами. Меняя личность, память и волевые качества человека. Называть анашу «легкой», все равно, что
называть падение с 5-го этажа «легким» по сравнению с падением с 20-го.
Каннабис – это мощный триггер для тех, у кого есть генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям. Он не «создает» шизофрению из ничего, но может «включить» ее на пять лет раньше, чем она проявилась бы сама (или не проявилась вовсе).
Часто говорят, что анаша помогает «думать иначе» и находить нестандартные решения.
На самом деле ТГК снижает порог критического мышления. Идеи кажутся гениальными не потому, что они таковы, а потому, что мозг временно отключил функцию проверки на ошибки. На утро, в трезвом состоянии, эти «озарения» обычно оказываются бессвязными или банальными.
P.S. Право журналиста в Казахстане не раскрывать свои источники информации регулируется Законом «О массмедиа». Согласно профессиональным этическим нормам и гарантиям, журналист имеет право сохранять конфиденциальность источника.