В Алматы состоялся городской августовский саммит педагогов «DIGITAL KAZAKHSTAN: образование в новой реальности», сообщает Vecher.kz.
С приветственным словом выступил аким Алматы Ерболат Досаев.
"Я рад отметить, что среди участников саммита есть много иностранных гостей. В этом году наша программа сосредоточена на интеграции современных цифровых инструментов и искусственного интеллекта в образовательный процесс. Эта интеграция откроет новые возможности для улучшения преподавания и обучения. Вместе мы изучим, как современные технологии могут улучшить наше образование и лучше подготовить казахстанских студентов к будущим вызовам", – отметил глава города.
Выступая на заседании Совета иностранных инвесторов в июне 2023 года, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев особо отметил следующее: "Мы должны понимать, что управление цифровыми тенденциями потребует изменение нашего подхода к цифровой грамотности и образованию. Конечная цель – сформировать креативное общество, ориентированное на цифровой рост. Нашим людям предстоит принять новые идеи, новые способы мышления и созидания".
Напоминая об этом, аким полагает, что и этот процесс должен начинаться со школьной скамьи, когда дети начинают приобретать фундаментальные знания, постигать мир и постепенно формировать свое профессиональное будущее.
"Согласно глобальному исследованию компании Google в 24 странах за последние два года в мировом образовании в настоящее время доминируют три ключевые тренды, определяющие его развитие", – подчеркнул аким и подробно остановился на каждом из них.
Первый тренд: изменения в навыках, необходимых для современного рынка труда. Стремительное развитие информационных технологий и систем искусственного интеллекта радикальным образом меняют рынок труда и понятие рабочего места. В мире растет спрос на навыки, которые традиционная система образования пока не может предложить. Согласно оценкам Всемирного экономического форума, уже к 2025 году технологические изменения могут привести к тому, что будет создано 97 млн новых видов занятости, тогда как 85 млн видов работ исчезнут. В дополнение к этому в ближайшие десятилетия половина различных видов деятельности будет роботизирована.
Второй тренд: важность программ по социальному и эмоциональному обучению для адаптации к сложным технологическим изменениям.
Самопознание, ответственность в принятии решений, эмпатия, умение работать в команде и выстраивать отношения - эти навыки в современном обществе обеспечивают фундамент для решения сложных проблем. Внедрение программ SEL (Social and Emotional Learning) и обучение жизненным, социальным и эмоциональным навыкам становится чрезвычайно актуальным для современного образования.
Третий тренд: обучение в течение всей жизни становится основополагающим для постоянного обновления навыков.
С увеличением продолжительности жизни и ускорением социальных изменений пожизненное обучение становится неизбежной необходимостью. Поэтому цифровые платформы становятся ключевым средством для разработки новых образовательных программ и создания условий для непрерывного обучения.
"Для Казахстана и, конечно, для его крупнейшего города – Алматы эти тренды являются особенно актуальными. Повышение конкурентоспособности человеческого капитала, высокий уровень адаптивности к быстроизменяющимся условиям современного мира диктуют нам необходимость серьезного пересмотра подходов к образованию через внедрение новых цифровых решений. Отрадно, что в городе Алматы уже реализуется ряд проектов, в которых цифровые решения существенно меняют и улучшают образовательный контент для наших детей. Например, успешно зарекомендовал себя проект Kitap.kz – это уникальная цифровая библиотека, предоставляющая ученикам и учителям всех городских школ Алматы доступ более чем к 6000 произведениям художественной литературы в электронном и аудиоформатах, способствующим развитию читательской грамотности", – сказал градоначальник.
По его словам, успешно реализован проект «Легкий портфель» с помощью платформы TopIQ.kz, к которой подключены все школьники города. При этом он отметил, что "внедрение цифровых учебников дало нам множество преимуществ, включая легкий доступ к обновляемой информации, интерактивные элементы для улучшения понимания учебного материала, снижение физического веса школьного портфеля. Для помощи в развитии разработчиками в новом учебном году планируется в пилотном режиме внедрить новый проект – виртуального репетитора на основе искусственного интеллекта, в случае успешного применения которого предполагается его массовое использование".
Также разработан единый городской развивающий цифровой контент AlmatyKids.kz с 100%-ным подключением всех дошкольных организаций города для методической поддержки педагогов дошкольного образования и родителей.
"Большое внимание мы уделяем модернизации и развитию инфраструктуры городских школ. В текущем году для них было приобретено 168 кабинетов новой модификации (физики, химии, биологии, робототехники, STEM) с интерактивным контентом для решения практических и теоретических задач. Это позволило достичь уровня 85% оснащенности школ современными предметными кабинетами", – проинформировал Досаев.
Совместно с Национальной платежной корпорацией Национального банка РК в школе-гимназии №201 на платформе «цифрового тенге» успешно реализуется программа «цифровых ваучеров» для бесплатного питания учащихся начальных классов. По данной программе на сегодня уже проведено более 50 тыс. транзакций. В дальнейшем планируется расширить проект на все школы города, добавил он.
"Для Алматы стало доброй традицией проводить ежегодный чемпионат по робототехнике, дронам и выставку инновационных школьных проектов - Tech Cup Almaty. Это событие объединяет более 1500 школьников нашего города, а также со всех регионов Казахстана и зарубежья. Цифровые технологии не заменят собой всю образовательную среду и тем более педагогов. Ключевым звеном в образовании остается учитель. Поэтому поддержка учителей – наш ключевой приоритет", – подчеркнул аким.
Для внедрения эффективного инновационного зарубежного опыта в образовательной практике города Алматы только в прошлом году 207 директоров, заместителей директоров школ, детских садов и педагогов системы образования прошли зарубежную стажировку в Великобритании, Швеции, Финляндии, Эстонии, Сингапуре, Японии, России, а внутри страны – более 5700 человек. На основе инновационного зарубежного опыта разработаны 117 программ и проектов для школ и 35 проектов для дошкольных организаций, которые реализуются в городе.
"В этом году в рамках реализации программы «Алматинские школы» мы продолжаем обучение 70 педагогов по сертифицированным программам, направленным на формирование функциональной грамотности, цифровых компетенций и мягких навыков обучающихся. Обучение будет проводиться по программе компании Marshall Cavendish, одним из четырех официальных мировых издателей учебных материалов, одобренных Cambridge International Assessment Education. Пользуясь случаем, хочу особо поблагодарить главного исполнительного директора Times Publishing Limited господина Peng Yim Siew (Пэн Им Сью) за его участие в сегодняшнем саммите", – сказал аким.
Также он отметил, что с начала этого учебного в Алматы планируется запустить специальную 12-недельную программу подготовки веб-разработчиков в сфере искусственного интеллекта для учителей государственных школ города.
"Каждая школьная команда создаст и запустит свое собственное веб-приложение с использованием возможностей генеративного искусственного интеллекта. Дополнительно мы инициируем программу обучения для учителей 100 школ по IT-дисциплинам, которая охватывает важные аспекты цифрового обучения и информационных технологий. Это позволит нашим учителям эффективно интегрировать инновации в учебный процесс", – резюмировал Ерболат Досаев и выразил участникам саммита благодарность за поддержку.
"Надеюсь, это пленарное заседание принесет новую волну предложений и инициатив по развитию системы образования в Алматы. Мы приглашаем вас присоединиться к нам в качестве партнеров в инвестировании в инновационные технологические и цифровые решения, которые значительно расширят знания наших детей", – сказал Досаев.
Ранее сообщалось, что августовский саммит педагогов «Digital Kazakhstan: образование в новой реальности», приуроченный к началу нового учебного года, собрал более 2500 работников образования, казахстанских и международных экспертов.