В мегаполисе центры техосмотра наделят правом проверять выхлоп автомобилей, присваивая им экометки.
При этом штраф за фиктивный техосмотр для операторов поднимут в десять раз. Таким образом власти намерены решить проблему загрязнения воздуха в мегаполисе.
Об ужесточении требований к операторам технического осмотра и усилении ответственности за фиктивные проверки сообщили в пресс-службе Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК.
Так, в Административный кодекс планируется внесение изменений, согласно которым за проведение технического осмотра без предъявления транспортного средства, а также другие нарушения при проверке авто на операторов будут накладывать штраф до 300 МРП (в данное время – 30 МРП) с исключением из реестра и запретом деятельности на срок до трех лет.
К примеру, если машина прошла техосмотр, получила стикер, а через месяц на экопосту у нее выявили, что дымность или токсичность соответствует красному уровню, станции техосмотра будут штрафовать и лишать лицензии.
– До конца 2024 года планируется также внесение изменений и дополнений в части установления нормативов уровня загрязняющих веществ отработавших газов в разрезе каждой категории транспортных средств. После чего в пилотном режиме станции техосмотра в Алматы начнут присваивать автомобилям экометки, запрещающие или разрешающие въезд машин с грязными выхлопами в те зоны мегаполиса, где наблюдается низкий уровень выбросов, – говорится в сообщении.
На первом этапе планируется изменение стандарта 1433-2017, в котором сегодня прописаны экологические классы авто и допустимое количество выбросов. Предположительно, в документе укажут четыре новых норматива: для машин с нулевыми выбросами, для не очень чистых и так далее. Соответственно, и маркировать такие автомобили будут зеленым, желтым, оранжевым и красным стикерами. Внутри каждого норматива пропишут пороговые значения выбросов «от и до».
Одновременно в КоАП РК будут внесены нормы, обязывающие водителей в течение определенного времени устранить превышение разрешенного уровня грязи в выхлопе, а количество передвижных экопостов, проверяющих выхлоп на улицах мегаполиса, увеличится.
Ближе к 2025 году южную столицу планируется разделить на экологические зоны, ограничив в наиболее чистые из них въезд авто с красными или оранжевыми стикерами.
В ведомстве отмечают: с учетом того, что большинство машин в Казахстане старые, вопрос о запретах будет тщательно прорабатываться с общественностью, чтобы избежать социальной напряженности. Ведь тех же жителей «зеленых» улиц невозможно будет обязать продать свои дымящие автомобили.
Однако многие эксперты сомневаются в эффективности вводимых новшеств, отмечая, что таким образом повысятся коррупционные риски: не получат ли техосмотрщики и их проверяющие новую кормушку?
Статья опубликована в №2, от 07.01.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "С пометкой «эко»".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!