Когда будет вынесен на обсуждение новый проект реновации?
– Мы находимся на финальной стадии. Сделано несколько подходов по подготовке новой программы реновации жилищного фонда Алматы до 2030 года. Мы концептуально меняем их, чтобы не просто снести старое жилье, а создать комфортную городскую среду. Основная реновация будет проходить в исторической части города, где есть жилье, построенное в 1920 году и позже. В этой связи в первую очередь мы уделим внимание тем, кому действительно нужна поддержка. Программа реновации будет разделена на две части: первое – то, что интересно для рынка, где частные инвесторы готовы вложить деньги и привести все в порядок. Вторая часть программы касается инвестиционно-непривлекательных объектов. То есть город должен будет выкупить, переселить людей, предоставить им жилье, а эти участки мы используем либо на инженерную инфраструктуру, либо на такие необходимые вещи, как строительство социальных объектов, скверов, парков и так далее.
Как продвигается дело с зараженными ВИЧ в алматинской больнице? Кто несет за это ответственность?
– Работа по этому вопросу продолжается. Материалы были переданы в Департамент санитарно-эпидемиологического контроля Алматы. Комиссия продолжает свою работу, позавчера были опубликованы промежуточные результаты. Все необходимые решения будут приняты акиматом города и Министерством здравоохранения по окончании работы комиссии. Если руководители больницы и Управления общественного здравоохранения будут признаны виновными, то они понесут ответственность.
Злободневная проблема с парковками в городе будоражит всех алматинцев. Как акимат планирует решить эту проблему?
– В прошлом году в собственность города вернули «Алматы паркинг». 12 500 парковочных мест в городе находится в историческом центре Алматы. Мы завершаем концепцию формирования единого парковочного пространства, но при этом планируем охватить все восемь районов города. Акимат хочет легализовать территории вдоль улиц, где паркуются машины, и привести их в соответствующую инфраструктуру. К сентябрю планируется запустить систему дифференцированной оплаты. Она будет функционировать следующим образом: в центре – дороже, к новым районам – дешевле. Средства от оплаты будут идти в бюджет города. Кроме этого, я разделил бюджет так: сколько район соберет – столько я ему верну по программе «Бюджет народного участия». Также рассматривается вопрос строительства многоуровневых парковок. Мы готовы привлечь частных лиц, тех, кто заинтересован в строительстве таких парковок на своих землях. Первая многоуровневая парковка в городе будет расположена около Национального банка.
Планируется ли привести общественные туалеты в рабочее состояние?
– Общественные туалеты в Алматы находятся на балансе районов города. В 2022 году они были переданы в доверительное управление частной компании ТОО «Экомед сервис». Содержание санитарно-гигиенических узлов оказалось экономически невыгодным для поставщика услуг, поэтому договор был расторгнут. Теперь акимы районов на каждом из вверенных им участках будут отвечать за коммунальные туалеты. Все они должны быть приведены в соответствующий вид согласно единым стандартам. Это вопрос обслуживания, уборки, обеспечения мылом и одноразовыми полотенцами.
Вопрос: Когда завершится строительство нового терминала в аэропорту Алматы?
Ответ: Я держу этот вопрос на личном контроле. Строительством нового терминала занимается турецкая компания TAV Airports Holding. Работы идут согласно графику, завершить их должны летом 2024 года. Пропускная способность аэропорта – 2 млн пассажиров в год. Запуск нового терминала позволит повысить пропускную способность до 14 млн пассажиров в год. В этом году ожидается свыше 8 млн человек. Алматы становится хабом, поэтому новый терминал нужен как воздух.
Какова судьба футбольного клуба «Кайрат»? Передадут ли его в коммунальную собственность?
– «Кайрат» – достояние города, старейший футбольный клуб страны. Пока в коммунальную собственность клуб не передается. Других решений не было. Собственник никаких инициатив не проявлял, пока финансированием занимаются они сами. Со стороны города остается ежегодное финансирование детско-юношеской школы «Кайрат». Сам клуб продолжает жить, развиваться и участвовать в чемпионатах Казахстана.
Является ли информация о передаче Иле-Алатауского национального парка городу правдивой?
– Из всей территории города в 68 200 гектаров, 20 800 га принадлежит Иле-Алатаускому национальному природному парку. Хотя этот участок юридически принадлежит городу, на данный момент он управляется непосредственно самим национальным парком. Ситуация такова, что в Большом и Малом алматинских ущельях, на Кок Жайляу лежат горы мусора, отсутствует пожарная безопасность. В соответствии с изменениями, которые были внесены в Экологический кодекс, появилась возможность передать часть территорий в региональные национальные парки. Мы считаем, что таким образом финансирование парка будет проводиться за счет местного бюджета. 80% туристов, посещающих Иле-Алатауский парк, – это алматинцы. Город крайне заинтересован в выстраивании нормальной туристической инфраструктуры. Значительно увеличив объемы финансирования, мы улучшим ситуацию на территориях вокруг Алматы.
Авторы: Наталья ГЛУШАЕВА, Наргиз РАХИМЖАН, Айгуль КОЛУМБЕТОВА
Статья опубликована в №77 от 24.06.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «На злобу дня», в рубрике «Вопрос-ответ»