Это город с историей, со своей атмосферой и множеством иных особенностей привлекательных для неравнодушных людей.
Туристический кластер Алматы оживет, как только в мире отменят рекомендации: «Оставаться по возможности дома», сообщает Vecher.kz.
Если оценивать состояние туристического кластера бывшей столицы Казахстана, то стоит сразу оговориться, что на его ухудшение мало что способно повлиять в принципе. Ни стихийные бедствия, ни человеческий фактор, и даже ни уничтожающий отрасль по всему миру кризис, вызванный последствиями борьбы с пандемией коронавируса. Алматы – Алма-Ата – Верный (в далеком уже прошлом), его жители, архитекторы, исторические и прочие знаковые личности, за многие годы сумели придать современному мегаполису не только презентабельный внешний вид. А что самое важное – самобытный характер, атмосферу, и ту неуловимо тонкую ауру, которая влечет каждого человека сюда непременно вернуться.
«Стратегические приоритеты развития туризма в стране были обозначены в Государственной программе развития туристской отрасли РК на 2019-2025 годы. В ее рамках одним из топ-10 дестинаций страны назван горный кластер Алматинского региона. Что подчеркивает значимость и приоритет развития эко- и горного туризма в регионе. И это не случайно, ведь Алматы является одним из древнейших поселений на Шелковом пути, который был хорошо известен еще в первом тысячелетии нашей эры. Город обладает уникальным природным потенциалом для развития экотуризма, богатым историко-культурным наследием, имеет развитую в регионе транспортно-логистическую инфраструктуру», – рассказывает руководитель Управления туризма города Алматы Сабина Аманкелді.
Она также добавила, что на сегодняшний день с учетом имеющегося потенциала развитие туризма в городе основано на четырех приоритетных направлениях: ECO (Экологический), ENTERTAINMENT (Развлечения), ETHNO (Этно) и EVENTS (Событийный) – все они обеднены под эгидой «4Е туризм».
При этом в управлении отмечают, что до обострения эпидемиологической ситуации в городе ежегодно наблюдалась позитивная динамика роста числа туристов. А каждый второй иностранный турист Казахстана по сей день приходится на Алматы.
За последние 5 лет в городе увеличилось количество иностранных туристов в 1,4 раза с 301 тыс. до 435,6 тыс., а количество внутренних туристов в 2,1 раз с 420 тыс. до 898 тыс. При этом общее количество туристов увеличилось на 85%. Средний ежегодный темп роста составил в пределах 10-12%.
Наибольший поток иностранных туристов наблюдается из России (26,3%), КНР (8%), Узбекистана (6%), Кыргызстана (5%), Индии (5%). Также есть поток из Турции, Южной Кореи, Германии, США, Франции, Италии, Гонконга и Японии.
Большая часть туристов из этих стран посещают город для участия в деловых мероприятиях, а остальная часть с частным визитом и для участия в различных активностях. Особый спрос среди них имеется на экскурсионный, горный и событийный виды туризма.
В 2020 году сфера туризма оказалась одной из самых пострадавших от пандемии коронавируса отраслей экономики. Согласно расчетам Международной туристской организации (UN WTO), из-за пандемии международные туристические потоки во всем мире упали на 74% (по итогам 2020 года). Аналогичная ситуация наблюдается и по нашему городу.
Так, в Алматы за 2020 год прибыли 163,8 тыс. иностранных туристов. Это меньше, чем в прошлом году на 72,7%. Количество внутренних туристов составило 624,9 тыс. человек (-30,4%, 2019 г. – 898,5 тыс. чел.).
В целях поддержки туристской отрасли страны в апреле текущего года Сенат принял закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам туристской деятельности».
В законопроект включены такие приоритеты:
- субсидирование затрат туроператоров (15 тысяч тенге) за каждого иностранного туриста;
- возмещение затрат по приобретению горнолыжного оборудования (25%);
- возмещение затрат бизнеса (10%) при строительстве, реконструкции туробъектов;
- возмещение затрат по приобретению туравтобусов (25%);
- возмещение затрат на строительство объектов придорожной сервиса (10%);
- субсидирование затрат по содержанию СГУ (83 300 тенге).
Также в Управлении отмечают, что несмотря на все ограничения и глобальный отраслевой кризис, работы, направленные на улучшение условий для развития внутреннего туризма, не были приостановлены. В течение 2020 года на территории, относящейся к городу, построены четыре визит-центра (в горной местности), глэмпинг-отели, оцифрованы 1000 км горных пеших троп. Протяженность благоустроенных троп была доведена до 500 км. В текущем году запланировано дополнительно благоустроить 172 км горных маршрутов.
В то же время на основе исследований KPMG АО «KazakhTourism» определены фокусные рынки для продвижения туристского брэнда города Алматы.
В их числе:
- соседние страны: Россия, Кыргызстан, Узбекистан;
- страны Азии: Сингапур, Гонконг, Индия, Южная Корея;
- страны Ближнего Востока: Иран, Бахрейн, Иордания, Израиль, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, ОАЭ и Саудовская Аравия.
Для развития рынков и наращивания потенциала посетителей и гостей города определена модель продвижения. Согласно анализу международной консалтинговой компании «KPMG», методом опроса выявлено, что около половины иностранных туристов (46,7%), посетивших город Алматы, получили информацию о городе из школьных учебников. Менее года назад узнали о нашем городе 27,8% респондентов. При этом источником информации отмечены социальные сети, интернет-платформы, такие как TripAdvisor, Booking.
Другой анализ, проведенный АО «KazakhTourism», показывает, что бюджет Казахстана на маркетинговое продвижение туризма в четыре раза меньше, чем в Азербайджане, в 5,5 раза, чем в Грузии, в 21 раз уступает расходам Турции на такие же цели.
Если учитывать, что в процентном отношении Алматы за время кризиса отрасли потерял не больше туристов, чем не менее популярные (в мировом масштабе) туристические направления, можно предположить, что и восстанавливаться отрасль будет согласно мировым тенденциям.
Данному предположению можно привести ряд подтверждающих факторов:
Во-первых, несмотря на все возможные ограничения, гости в Алматы приезжают. И не только по необходимости, но и с целью удовлетворить свою страсть к путешествиям.
«Я бывала уже в Алматы и очень сильно хотела приехать сюда именно во время цветения урюка, яблонь, одним словом – садов, о чем была не только наслышана, но и могла наблюдать множество фотографий в интернете. Я поставила целью приехать сюда именно в этот период, и с первого раза это сделать у меня не получилось. Я доехала до границы с Казахстаном, и по пешеходному переходу меня в страну не впустили. Но я не сдалась. Прилетела сюда через Бишкек, так как из Новосибирска в Алматы до сих пор нет прямых рейсов. Ужасно боялась, что и во второй раз отправят обратно, но обошлось. Я в итоге увидела своими глазами то, о чем так долго мечтала. И я не то чтобы не разочаровалась, наоборот. Впечатления даже превзошли ожидания. Кроме того, хочется особо отметить, что Алматы в отличие от многих городов России от всеобщей истерии, связанной с вирусом, вовсе не пострадал. Тут не перестали следить за обликом города, он такой же опрятный и не заброшенный властями из-за того, что им приходится решать кучу других проблем, связанных с карантином. Да, нормы везде соблюдаются. Требуют маски, измеряют температуру, следят за дистанцией, но город живет!», – рассказывает гостья из России, пенсионерка Марина Вовк.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать несколько вполне объективных выводов.
Туристический потенциал Алматы далеко не исчерпан. И если городские власти будут и впредь придерживаться намеченного Главой государства курса, то после снятия ограничений город продолжит увеличивать рост числа туристов на протяжении еще как минимум нескольких лет.
По этому поводу у Управления туризма в прогнозах восстановить показатели 2019 года, по числу путешественников к 2024 году (1,3 млн человек). А в случае оправдания прогнозов по улучшению эпидемиологической ситуации, с дальнейшим ежегодным ростом на 6-7%.
Алматы – город с историей, со своей атмосферой и множеством иных особенностей привлекательных для неравнодушных людей. По этим причинам он всегда был, остается и будет желанным для посещений. Наша задача, как жителей города, и задача властей заключается лишь в том, чтобы сохранить его самобытность и приумножить те его качества, которыми мы гордимся, и сделать так, чтобы ими гордились и наши потомки.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!