Гюльнар МУКАНОВА, кандидат исторических наук, профессор:
– Если воспринимать Послание Президента от 1 сентября в определенной мере как итоги минувшего календарного года, причем года непростого для сограждан, то в сфере средств массовой информации страны, как зеркале общественного мнения, на наш взгляд, безусловно, происходят перемены.
Тенденция к обновлению и более смелому показу истинного положения без «прикрас» становится лидирующим трендом. Так, например, вышли из статуса «мальчиков для битья» неправительственные СМИ (информативность работы старой «гвардии» журналистов в YouTube и Instagram обеспечила им заинтересованную аудиторию), в отличие от некоторых государств граждане РК общаются посредством Telegram, Facebook и т.д. В Послании Президент неслучайно подчеркнул значимость взвешенной деятельности в области идеологии, в частности, работы с талантливой молодежью, которая вправе трудиться на востребованных участках и за достойную оплату.
Специально на СМИ в Послании акцент сделан не был, но посыл имеется, «умеющий слышать, да услышит». Ведь «владение словом» – столь мощный инструмент, который способен при неверном истолковании оказывать нежелательное, порой необратимое влияние на аудиторию, особенно юного возраста. В условиях, когда совсем маленькие дети беспрерывно заглядывают в экран ТВ либо смартфона, фильтрование потока информации актуализирует задачу профессионализации работы журналистов, редакторов, издателей. На данный момент популярные социальные сети успешно функционируют наряду со значительно обновленными государственными СМИ. Особенно на ТВ-каналах стало ощутимо больше критических материалов, честного освещения работы акимов в регионах, поиска решения проблем конкретных семей и т.п.
Гораздо меньше персонализации реформ, в том смысле, что нет концентрации на ком-то «единственном и неповторимом», – таков результат принципиальной позиции Президента Касым-Жомарта Токаева относительно излишнего PR вокруг членов Правительства и т.д. Касым-Жомарт Токаев справедливо высказал мнение о том, что нам не нужны псевдолозунги, если нет реальных результатов.
Вкупе все обозначенные тенденции воспринимаются позитивно и благотворно влияют на электорат, степень доверия Президенту народ выразил во время референдума. Соответственно, и работники медиа-отрасли испытывают обновление. Должна качественно обновляться программа подготовки журналистов, редакторов, издателей для медиасферы: важно готовить профессионалов для реализации объявленной в Послании новой модели Справедливого Казахстана.
Четко высказанные в выступлении Президента направления всеохватной реформы (в экономике, политической и судебной системе, идеологии, образовании, здравоохранении и др.) позволят раскрыть потенциал казахстанской идентичности по большому счету. Мне запомнился также призыв Главы государства повысить «правовую и финансовую грамотность граждан», – думается, здесь есть над чем поработать сотрудникам СМИ.
В целом, до предела сконцентрированные в часовом выступлении идеи, замыслы беспрецедентного преобразования и качественной «перезагрузки» содержательного смысла триады «Президент – Парламент – Правительство» представляют богатую пищу для информации, и у СМИ страны нет более важной задачи, чем донести квинтэссенцию Послания до каждого.
Статья опубликована в №117–118, от 08.10.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "В добрый путь!".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!