Город для людей: алматинцы активно обсуждают долгосрочную программу развития мегаполиса

Город для людей: алматинцы активно обсуждают долгосрочную программу развития мегаполиса

Напомним, 27 июня была опубликована разработанная городским акиматом долгосрочная программа «Алматы – глобальный город для людей», в которой представлены основные приоритеты Плана развития мегаполиса до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года. 


Проект состоит из семи разделов: комфортная городская среда, устойчивый экономический рост, управляемая урбанизация, социальная устойчивость и стабильность, зеленый Алматы, смарт-сити, безопасный город.


Алматы – это крупнейший мегаполис страны. Благоприятные природно-климатические условия и географическое расположение предопределили привлекательность и историческую роль города.


На него приходится почти 1/5 ВВП страны, более 1/4 бюджетных поступ­лений РК и более 36% торговых операций. Здесь находится больше трех тысяч IT-компаний с оборотом более 3,5 млрд долларов США, что составляет 2/3 странового. Также в мегаполисе расположен крупнейший аэропорт страны и более 60 офисов международных организаций и транснациональных корпораций.



Вызовы урбанизации


Алматы – это крупнейший мегаполис страны. Благоприятные природно-климатические условия и географическое расположение предопределили привлекательность и историческую роль города.


На него приходится почти 1/5 ВВП страны, более 1/4 бюджетных поступлений РК и более 36% торговых операций. Здесь находятся больше 3 тыс. IT-компаний с оборотом более 3,5 млрд долларов США, что составляет 2/3 странового. Также в мегаполисе расположен крупнейший аэропорт страны и более 60 офисов международных организаций и ТНК.  


Алматы также можно назвать Центром знаний, культуры и спорта, ведь именно здесь сосредоточено более 320 объектов культуры и более 3,6 тыс. объектов спорта. Здесь же расположена треть всех вузов республики, а 3/4 занятых алматинцев имеют высшее образование. 


За последние 10 лет население Алматы выросло более чем на 500 тыс. человек. Порядка 60% прироста дает миграция, в структуре которой доля людей с высшим образованием увеличилась с 30% в 2012 году до 60% в 2021-м. 


Как и другие быстрорастущие города, Алматы сталкивается с вызовами урбанизации, и в условиях изменений должны учитываться современные глобальные тренды. Сегодня значительно возросла нагрузка на социальную, транспортную и другую инфраструктуру города. Так, с ростом миграции наблюдается высокий спрос на социальные услуги. В частности, 19,6 тыс. составляет дефицит мест в школах, а более 60% государственных сетей поликлиник перегружены в 1,7 раза. 


Растущие потоки транспорта создают на дорогах заторы. 19% обращений в Open Almaty касаются дорожной сети, из них 65% по ямочному ремонту дорог, 11% – работы общественного транспорта. Еще 7% обращений в акимат касаются ремонта и строительства дорог, движения автотранспорта. 


Существуют и другие проблемы. Так, в данный момент 25% или 380 тыс. взрослых алматинцев не имеют доступа к социальному медицинскому страхованию. А 9 из 10 преступлений совершают безработные. При этом каждый пятый безработный молодой человек страны проживает в Алматы (14,4 тыс. чел.).


Для решения всех этих и других проблемных вопросов разработан целый комплекс задач и поставлены конкретные цели к 2030 году. Так, рост среднего дохода горожан планируется увеличить в 2 раза – до 360 тыс. тенге в месяц. Рост ожидаемой продолжительности жизни должен повыситься с 72 до 79 лет. Снижение доли молодежи NEET необходимо снизить в 2 раза – с 6,3% до 3 %. Также планируется перевод ТЭЦ-2 и 3 на газ, что позволит добиться снижения выбросов в атмосферу в 1,6 раза – с 127 тыс. тонн до 78 тыс. Переработка отходов должна возрасти с 17% до 60%. Увеличение площади зеленых насаждений в западных и северо-западных районах города увеличится в 2 раза – до 12 квадратных метров на человека. 


В плане поставлена цель – к 2030 году Алматы должен войти в топ-50 индекса Мирового банка «Благоприятная бизнес-среда» (BEE). Количество ежедневных поездок на общественном транспорте должно возрасти в 1,6 раза – до 2,3 млн. Безбарьерная городская инфраструктура должна увеличиться с 10% до 75%. Уровень преступности планируется снизить в 2 раза, сократив до 150 преступлений на 10 тыс. человек. 



Полицентричность


Основной задачей пространственного развития Алматы будет создание комфортной городской среды и повышение качества жизни во всех районах южной столицы. Для этого определены три приоритетных инициативы: полицентричное развитие Алматы, развитая система общественного транспорта и связанность районов, повышение качества услуг ЖКХ путем внедрения новой тарифной политики и снижения потерь.


Полицентричное развитие Алматы предполагает утверждение нового Генплана мегаполиса с учетом пяти центров и сохранением исторического ядра города. В пяти центрах будет сосредоточена большая часть прироста населения мегаполиса. Планом предусматривается формирование новых центров общественной, экономической и культурной активности; создание постоянных рабочих мест; реновация ветхого жилья; редевелопмент индустриальных районов (Алматы-1); развитие транспортной инфраструктуры.


Также по данному направлению планируется до 2025 года разработать и утвердить мастер-планы развития пяти полицентров: квартальная застройка; 15-минутная шаговая доступность к объектам социальной инфраструктуры и общественному транспорту; активный первый этаж жилых зданий; стопроцентная безбарьерная среда при строительстве новых жилых и общественных зданий города. 


До 2030 года предполагается завершение формирования структуры центров с учетом их экономической специализации, а именно: Север – экологически безвредные производства, новые территории под рекреацию и озеленение (вдоль БАКа, роща Баума), развитая сфера услуг; Восточные ворота – логистический хаб и выставочно-развлекательный центр в районе аэропорта, медицина, фармацевтика; Исторический центр – туризм, развитая сфера услуг; Запад – крупные индустриальные предприятия, транспортно-логистический хаб; Юго-Запад – минипромпарки, торговля, логистика.


Важными составляющими формирования комфортной городской среды станут развитие общественного транспорта и обеспечение связанности районов, повышение качества услуг ЖКХ путем внедрения новой тарифной политики и снижения потерь.



Инклюзивность


В плане предусмотрены меры, призванные значительно улучшить жизнь алматинцев, в том числе по обеспечению равного доступа к социальным благам для всех горожан независимо от их особых потребностей, социального статуса, пола и возраста. 


Так, для повышения инклюзивности, социальной устойчивости и стабильности в мегаполисе будут реализованы 5 инициатив: организация безбарьерной среды для граждан с особыми потребностями; модернизация системы образования и здравоохранения; создание равных возможностей для развития и самореализации молодежи; активная культурная жизнь; развитая инфраструктура для здорового образа жизни и спорта. 


Следует отметить, что сейчас только 10% городских объектов полностью доступны для маломобильных групп населения. К 2030 году планируется увеличить этот показатель до 75%. Предусмотрена ежегодная поддержка 50 социальных стартапов, реализуемых горожанами с особыми потребностями и предпринимателями, а также повышение квалификации 1,2 тыс. педагогов, работающих с детьми с особыми потребностями. Планируется добиться снижения уровня инвалидности у детей на 10% путем раннего выявления признаков и коррекции. Довести обеспеченность лиц с инвалидностью техническими средствами реабилитации с 80% до 100%.


Планом предусмотрено уменьшение дефицита ученических мест с 19,6 тыс. до 7,3 тыс. к 2025 году и до 4,3 тыс. к 2030 году с учетом прироста населения. Повышение удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощи должно возрасти с 53% до 70% в 2030 году. А благодаря целому ряду мер качественная медицина должна обеспечиваться каждому алматинцу.


К 2025 году Алматы должен стать лидером в Центральной Азии по количеству культурных мероприятий и охвату аудитории. Вовлеченность горожан в культурную жизнь должно вырасти до 50%. Также в плане большой упор делается на развитие спорта и популяризацию здорового образа жизни. К 2030 году половина жителей мегаполиса будет охвачена занятиями физической культурой и спортом.



Впечатляющие перспективы


В социальных сетях разгорелись жаркие дискуссии, посвященные обсуждению стратегии развития Алматы. Член Общественного совета Алматы Богдан Джепка поделился своим мнением относительно доступности города для маломобильных граждан.  


– Веду активный образ жизни, но не хватает доступности на улицах, очень хочется просто пойти с семьей в музеи и не вести разговор, а доступный ли он? Просто прогуляться по парку или скверу и почувствовать свободу передвижении, чтобы мы могли воспользоваться надземкой или подземкой. Сходить в кино с друзьями, приехавшими из-за границы. Прокатиться в метро. 


О чем это я? Все всегда расписано здорово, мы, алматинцы с инвалидностью, готовы участвовать в этих изменениях. Давайте в этот план развития внесем короткий срок исполнения всей доступности Алматы. Комплекс от выхода из дома, проезда на автобусе до музея или спортивного зала, может, работы или поликлиники, обучения или досуга и так за 3 года закроем на 100% вопрос доступности Алматы. 


Другой член ОС Алматы, директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов впечатлился перспективам, открывающимися перед любимым городом. 


– Перспективы впечатляют. Понравилось, что все основано на реальных возможностях и более 40 специализированных организаций и сообществ участвовали в разработке данной стратегии развития города.


Несколько озадачили прогнозы по развитию численности Алматинской агломерации: более 3 000 000 человек с ростом до 3 500 000! Выдержит ли город такую нагрузку? Мы знаем проблемы с транспортными заторами, перебоями с энерго- и водоснабжением, притоком безработной молодежи, ЖКХ, дефицитом мест в школьных и дошкольных организациях (при этом мы занимаем третье место в стране по числу детей школьного возраста). Одним словом, планы впечатляют и требуют от нас инновационных методов решения. Без цифровизации, решения экологических проблем и усиленного развития экономики, поддержки МСБ будет сложно достичь планируемых индикаторов, – подчеркнул эксперт.


Он отметил, что особая роль отводится роли самих жителей и их представителей в маслихате и Общественном совете. 


– Сейчас пока 40 процентов жителей не информированы в достаточной степени о той колоссальной работе, которую они проводят. Думаю, под особый контроль нужно взять вопрос озеленения нашего города. Очень понравилось предложение строительства легкорельсового транспорта и концепция полицентричного развития города.


Алматы – драйвер устойчивого экономического и социального развития всей страны! С акцентом на качественное развитие человеческого капитала и оптимального использования всех ресурсов мы сможем достичь желаемых целей, – подытожил Акимжан Арупов.


Статья опубликована в  №75, от 30.06.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Город для людей".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

13:21

12:47

12:15

11:43

11:10

10:37

10:04

20:53

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13

14:48

14:26

14:03

13:40

13:18

12:53

12:31

12:21