Город против смога: Алматы открывает дорогу чистому воздуху

Город против смога: Алматы открывает дорогу чистому воздуху Пресс-служба акима Алматы

Принятие новых правил позволит снизить уровень смога, улучшить качество воздуха и снизить риски для здоровья, сообщает Vecher.kz.

Алматы становится первым городом Казахстана, который внедряет системный подход к охране атмосферного воздуха. Новый проект «Правила по охране воздуха» задает рамки для целого комплекса мер, направленных на снижение уровня загрязнения и улучшение качества жизни горожан.

Фото: Кайрат Конуспаев

Документ, разработанный акиматом Алматы совместно с экспертами, общественностью и депутатами, уже прошел публичное обсуждение и будет представлен на рассмотрение городского маслихата. Он станет правовой основой экологической политики мегаполиса.

Что изменится?
Проект охватывает сразу несколько направлений:

  • автотранспорт;объекты теплоэнергетики и промышленности;
  • частный жилой сектор.

В отношении каждой категории предложены меры для снижения негативного воздействия на атмосферу: экологическая классификация автомобилей, усиленный контроль технического состояния, новые требования к промышленным объектам, меры при неблагоприятных метеоусловиях и развитие системы мониторинга.

Одним из инструментов станет внедрение зон с низкими выбросами (LEZ) – практика, которая доказала свою эффективность в сотнях городов мира. Эти зоны помогут уменьшить количество вредных выбросов в наиболее загруженных частях города.

Что говорят эксперты

Фото из личного архива Евгения Мухамеджанова

Проблема загрязнения атмосферного воздуха давно является одной из самых острых для Алматы. Эколог и основатель проекта EcoNetwork Евгений Мухамеджанов отмечает, что наибольшая нагрузка приходится именно на автотранспорт:

«В Алматы зарегистрировано около 600 тыс.автомобилей, плюс ежедневно въезжает ещё порядка 400 тысяч. При этом машины стандарта “Евро 0” составляют всего 17 % автопарка, но именно они дают до 84 % выбросов. Контроль за автотранспортом — главная задача. Ужесточение правил техосмотра, новые требования на экологических постах уже начали давать результат. Но этого недостаточно».


По его словам, создание зоны с низкими выбросами поможет реально изменить ситуацию.

«Этот проект должен проявить себя так же, как система платных автодорог: всё будет работать автоматически, без бумажной волокиты и коррупционных рисков. Сначала будет пилотный режим с учётом статистики, а позже — тарификация въезда», — уточнил он.


Эколог Асет Наурызбаев, модератор инициативы «Чистый воздух Алматы», считает, что такие зоны особенно нужны в местах с высокой концентрацией транспорта:

«Зимой район проспекта Райымбека становится настоящей экологической ловушкой. Там особенно скапливается много вредных веществ. Создание зон с низкими выбросами – стандартная практика в развитых странах. Алматы пора внедрять эти меры».


Юрист Ерлан Бузурбаев напомнил, что более чем в 300 городах мира уже действуют зоны с низкимуровнем выбросов. Там въезд машин с низким экологическим стандартом ограничен, а нарушители платят штрафы или вынуждены пользоваться общественным транспортом. По его словам, в Лондоне, Париже, Берлине такие зоны показали реальный эффект.

Чем дышат алматинцы

По результатам исследований компании «Ренессанс» во всех районах Алматы зафиксированы превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ:

  • Оксиды азота (NO, NO₂): до 6,9 ПДК (Турксибский район);
  • Оксиды серы и сероводорода (SO₂, H₂S): до 2,0 ПДК (Алмалинский, Жетысуский районы);
  • Оксид углерода (CO): до 4,8 ПДК (Жетысуский, Медеуский районы);
  • Аммиак (NH₃): до 3,2 ПДК (Турксибский, Наурызбайский районы);
  • Мелкодисперсная пыль (PM₂,₅ и PM₁₀): до 4,7 ПДК (во всех районах города).


При этом основной загрязнитель городского воздуха - автотранспорт. Директор компании «Ренессанс» Асет Тазабеков отметил, что результаты мониторинга нельзя игнорировать.

«Самое чистое время в городе — пять-шесть утра, но как только начинается движение автомобилей, показатели резко ухудшаются. Автотранспорт даёт до 60 % загрязнений, остальное приходится на котельные и отопление частного сектора на твёрдом топливе», - рассказывает Асет Тазабеков.


Специалист подчеркивает, что автотранспорт влияет не только на качество воздуха, но и на состояние почвы и водных объектов, загрязняя их.

Что это даст городу

Принятие новых правил позволит снизить уровень смога, особенно в зимний период, улучшить качество воздуха и снизить риски для здоровья. Более экологичный транспорт, модернизация предприятий и комплексный контроль создадут комфортные условия для жизни, а меры поддержки помогут населению и бизнесу перейти на современные технологии без резких нагрузок.


Опыт Алматы в дальнейшем может стать примером для других городов нашей страны.

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

21:43

21:10

18:40

17:51

17:33

17:27

17:10

17:10

16:55

16:42

16:29

16:19

16:06

15:52

15:46

15:34

15:11

14:58

14:43

14:26

14:10

14:02

13:48

13:28

13:15