С 1 июля в Казахстане внедряется новая форма семейного устройства — приёмная профессиональная семья, сообщает Vecher.kz.
Насколько будет востребовано это новшество? Каковы риски и вызовы как для самих приёмных родителей, так и для детей? Какие меры поддержки и подготовки предусмотрены? Может ли приёмная профессиональная семья изменить подход общества к сиротству и системе интернатов? Своим видением поделились известные общественные деятели и блогеры.
Насымжан Оспанова: Дети будут направляться в семьи напрямую, минуя интернаты
С 1 июля в Казахстане начала действовать новая форма семейного устройства – приёмная профессиональная семья. В рамках этой модели одна семья сможет взять на воспитание до четырёх детей одновременно. Кандидаты в приёмные родители должны пройти обязательную подготовку – обучение, после чего органы опеки и попечительства примут окончательное решение о назначении кандидатов, основываясь на полном анализе представленных документов и соблюдении всех юридических норм.
«Уже сейчас органы опеки ведут активную работу по отбору и подготовке приёмных профессиональных родителей. Одним из ключевых преимуществ новой формы является то, что дети будут направляться в семьи напрямую, минуя интернатные учреждения. Это позволит минимизировать психологические травмы и обеспечить ребёнку стабильную семейную среду с первых дней после выявления», – отметила председатель Комитета по охране прав детей Министерства просвещения РК Насымжан Оспанова.
По ее словам, каждому приёмному профессиональному воспитателю будет выплачиваться ежемесячное пособие на содержание ребёнка. Также предусмотрена оплата труда воспитателя.
Поможет ли новая модель семьи обеспечить стабильную и безопасную домашнюю среду для детей, оставшихся без родителей?
«Не боги, но профессионалы»: зачем Казахстану новый институт опеки
По мнению руководителя Центра социальных инклюзивных программ в Алматы Салтанат Мурзалиновой-Яковлевой, это очень важный шаг.
«Этот закон долго готовился, обсуждался в профессиональном поле различными группами, специалистами, в том числе приемными родителями. И, конечно, это очень важный шаг вперед. Гораздо лучше, если дети попадают не в учреждение, когда они только что лишились родителей, а в семейную форму, пусть и временную. При этом профессиональные приемные семьи – это обученные профессионалы, за рубежом такая практика распространена. И я уверена, можно взять лучший опыт», – сказала Салтанат Мурзалинова-Яковлева.
Говоря о рисках, она отметила, что необходимо правильно готовить и правильно проверять приемные семьи и понимать, что идеально не будет.
«Дети в стрессовом состоянии попадают в семью, конечно, они будут в оборонительном состоянии, конечно, всем будет сложно, и профессиональные приемные семьи – не боги. Поэтому очень важно будет следить за законностью, не перегибая палку. Здесь большая надежда на все государственные органы, некоммерческие организации и общество в целом», – считает спикер.
На ее взгляд, «новая форма не заменяет собой никакую другую, она призвана решать основную проблему – попадание детей в стрессовой ситуации потери родительской опеки по различным причинам не в учреждение, а максимально безопасную обстановку, где они не станут «ребенком под номером таким-то», а смогут прожить свой стресс и подготовиться либо к возвращению в кровную семью, если это возможно, либо к переходу в постоянную приемную».
“Это будет огромная работа со стороны как профессиональных приемных семей, так и всех, кто поддерживает этот шаг. Мы в самом начале пути», – резюмировала Салтанат Мурзалинова-Яковлева.
Руководитель ЧФ «Дети под защитой» Жанна Ахметова: Мы не готовы к таким семьям
По мнению Жанны Ахметовой, необходимо предусмотреть уголовную ответственность за безопасность детей, которых будут передавать в профессиональные приемные семьи.
«Я разочарована тем, что получилось сегодня. Сколько угробленных истерзанных детей. Как дети попадают в руки шизофреникам? В рабство? Если будет закон, по которому того чиновника, который дал разрешение на такое усыновление и потом выяснится, что с ребенком там жестоко обращались, будут сажать лет на 10, тогда еще можно поверить в подобную форму семьи. А пока, считаю, что зря закрыли и расформировали детские дома, там хоть контроль со стороны прокуратуры был. А теперь детей увозят на далекие фермы и измываются над ними и никому нет до них дела», – считает Жанна Ахметова.
Родителей нужно тщательно подбирать и обучать
Многодетная мама, член Общественного совета Министерства культуры и информации РК Мадина Ашилова убеждена, что новая форма семьи – хорошая альтернатива интернатам.
«Станет ли программа востребованной или нет, покажет время. Но, на мой взгляд, это хорошая альтернатива интернатам. В Казахстане очень много детей, которые остались без попечения родителей. И профессиональная приемная семья поможет разгрузить интернаты и особенно помочь тем детям, которым трудно найти постоянную семью (подросткам или детям с особыми потребностями)», – отметила спикер.
По ее мнению, востребованность будет зависеть и от государственной поддержки.
«За копейки желающих взяться за такую сложную работу будет немного. Я – мать 6 детей. И, к примеру, если бы я не работала, то мне бы никогда не хватило тех денег, которые дает мне государство в виде пособий (94 565 тенге за 6 детей и 25 165 тенге за орден «Кумис алка»). Поэтому новым приемным родителям нужно достойное вознаграждение, чтобы не только покрыть расходы ребенка, но и зарабатывать самим», – подчеркнула она.
При этом добавила, что эффект во многом зависит и от их мотивации. На ее взгляд, нужна грамотная информационная поддержка всего этого проекта – казахстанцы должны знать о возможностях, поскольку, полагает она, потенциально многие люди хотели бы стать приемными родителями. Даже, если это только на время. Одиночество, отсутствие своих детей и другие факторы могут стать второстепенной мотивацией.
«Что касается рисков, то они, конечно, тоже есть. Во-первых, это проблемы адаптации и психология взаимоотношений. Смогут ли новые родители найти путь к сердцу ребенка? Особенно, если он пережил серьезную травму в своей жизни. Поэтому главный риск – это, пожалуй, то, что взаимоотношения в новой семье не сложатся или будут складываться крайне тяжело, и адаптация будет проходить медленно», – отметила Мадина Ашилова.
По ее словам, немаловажным фактором станет профессионализм родителей – смогут ли они быть и воспитателями, и родителями в одно время. То есть не только обучать и воспитывать, но и дарить тепло, заботу, внимание, что крайне важно.
«Если их обучение будет поверхностным, и родители будут нацелены только на заработок, то это новый риск повторной травматизации для ребенка. Страшно даже представить о риске домашнего насилия в данном случае. Поэтому, на мой взгляд, родителей нужно подбирать и обучать очень качественно и тщательно. Они должны быть готовы к тому, что эмоционально им будет очень тяжело. Сложнее намного, чем воспитывать собственного ребенка», – считает спикер.
Новая форма, по ее мнению, может оказать существенное влияние на систему сиротства и интернатов, профессиональные приёмные семьи могут заменить интернаты, что положительно скажется на психологическом состоянии детей.
«Думаю, что дети, воспитывающиеся в семьях, имеют больше шансов на успешную социализацию. Также в Казахстане будет формироваться новая культура заботы о детях. Так общество начнёт воспринимать сиротство не как проблему, а как вызов, который можно решить через семейные формы воспитания. Детям это тоже принесет пользу. Они получат шанс лучше адаптироваться к жизни в обществе и получат больше возможностей для личностного роста, образования и развития», – подчеркнула эксперт.
Также она полагает, что и государство получит пользу, «так как содержание приёмных семей может сегодня и требует больших затрат, но в долгосрочной перспективе это может быть намного выгоднее, чем содержание интернатов».
«Да и потом дети, воспитанные в семьях, реже сталкиваются с проблемами безработицы и асоциального поведения, что может снизить нагрузку на социальные службы. Поэтому, считаю, внедрение профессиональных приёмных семей в Казахстане – важный и прогрессивный шаг, который открывает новые возможности для детей, оставшихся без попечения родителей», – резюмировала Мадина Ашилова.
Стоит напомнить, в Казахстане в настоящее время действуют четыре формы семейного устройства: усыновление, опека, патронат и приёмная семья.
Ранее сообщалось, что с 1 июля в Казахстане внедряется новая форма семейного устройства — приёмная профессиональная семья.