Казахстан признается безъядерным государством. В феврале 1994-го страна вступает в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
С того момента и по сей день деятельность казахстанской атомной промышленности поставлена под гарантии МАГАТЭ. Агентство регулярно проводит инспекции, сверяя ядерную деятельность страны с официально заявленной.
В декабре 1994-го Казахстан, Россия, Великобритания и США подписывают Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Казахстана к Договору о нераспространении ядерного оружия. Позже к гарантиям присоединились Китай и Франция. В следующем 1995 году все ядерные боеголовки вывозятся в Россию, и тогда же в одной из штолен бывшего Семипалатинского полигона уничтожается последний ядерный заряд. Выступая в октябре 2011 года на Международном форуме «За безъядерный мир», Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев говорит: «Мы поднялись над глобальной угрозой и сделали принципиальный выбор в пользу безъядерной истории нашей страны и всего мира. Казахстан также снял ядерные доспехи, оставшиеся нам в наследство от советской военной машины. Это был четвертый по масштабам ракетно-ядерный потенциал в мире».
* * *
26 апреля 1994 года Казахстан и Китай договариваются о государственной границе. Специальное соглашение Президент Нурсултан Назарбаев и премьер госсовета КНР Ли Пэн подписывают в Алматы. Судьба спорных 944 кв. км территорий в районе реки Сары-Чельды в Алматинской области и перевалов Чаган-Обо и Баймурза Семипалатинской области решится к концу 90-х.
* * *
Летом 1994-го на заседании Верховного Совета Президент РК предлагает перенести столицу Казахстана из Алматы в Акмолу. Депутаты удивились, но чтобы не расстраивать Главу государства, идею поддержали. Никто из них не догадывался, что до официального переноса главного города страны остается три с половиной года. По воспоминаниям Елбасы, судьба стать столицей независимого Казахстана Акмоле выпала не случайно – этому решению предшествовал сложный отбор. Выбирали из нескольких городов. Одним из первых кандидатов было село Улытау под Жезказганом, как исторический центр, где когда-то размещались ханские ставки и собирались представители всех родов Великой степи. Еще претенденты – Караганда и Актюбинск, но все эти географические точки подвело отсутствие инфраструктуры, плохая экология и расположение, затрудняющее дальнейшее развитие и логистику. Только Акмола отвечала всем современным требованиям: центр страны, наличие глобальных транспортных магистралей, перспективы для развития. В городе в то время проживало около 200 000 человек.
* * *
Летом 94-го первый казах отправляется в космос. Талгат Мусабаев – первый и единственный казах, который является мастером спорта СССР и чемпионом по высшему пилотажу на спортивных самолетах. Чемпиона в 1991 году принимают в отряд космонавтов имени Юрия Гагарина. В 94-м он совершает полет продолжительностью 126 суток, во время которого дважды выходит в открытый космос. Во время полета состоялся телемост, который связал орбитальный комплекс «Мир» и V Международный конкурс популярной музыки «Азия дауысы». Во время телемоста Талгат Мусабаев пел песню Абая «Козимнин карасы». Станция «Мир» уже изрядно изношена и Мусабаеву приходится устранять технические неполадки в экстремальных условиях. Вернувшегося с орбиты первого космонавта независимого Казахстана встречал лично Глава государства.
«Это было 4 ноября 1994 года, приземлились мы недалеко от Аркалыка, в 77 километрах северо-восточнее города. Первая реальная картинка, которую я увидел из окошка спускаемого аппарата, это был идущий по осенней степи Президент. Нурсултан Абишевич спешил к нам навстречу, – вспоминает Мусабаев». – Этот ноябрьский пейзаж аркалыкской степи, такое родное, по-отечески озабоченное лицо Президента, стоящего у этой закопченой капсулы, навсегда запомнились мне, как картинки самых счастливых моментов моей жизни».
В январе 1998 года состоится второй полет Мусабаева. В течение месяца он и бортинженер Николай Бударин выполнили пять выходов в открытый космос общей продолжительностью 30 часов 08 минут. Это достижение занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Кстати, в том полете побывала и наша газета.
* * *
В 1994 году в Казахстане проходят первые парламентские выборы. До образования двухпалатного Парламента его законодательные функции выполнял Верховный Совет – наследие неповоротливого советского прошлого. Депутаты ВС не являлись постоянно действующими законотворцами и исполнителями народной воли, а совмещали эти обязанности с основной работой на местах. Заседания Верховного Совета проводились всего несколько раз в год и превращались в перестроечные годы в политическое шоу. Независимому Казахстану требовалась постоянная, притом срочная и тяжелая законотворческая работа. «Вместо этого депутаты, представлявшие региональную партийную номенклатуру, докладывали с мест о проблемах, которых действительно было немало. Эти представители народа не смогли подняться до осознания общегосударственных интересов, понять, что время «местнических интересов» уже закончилось. В результате сессии превращались в подобие перетягивания каната – каждый стремился урвать побольше денег из государственного бюджета для своего региона. Так что о том, чтобы служить государству и всему народу в целом, речи быть не могло», – говорит в своей книге «Казахстанский путь» Нурсултан Назарбаев.
На смену Верховному Совету приходит профессиональный Парламент. В марте 1994-го избраны 177 депутатов. «Я очень надеялся на профессионализм новых парламентариев и в такой же мере был разочарован, – вспоминал позже Нурсултан Назарбаев. – В Парламенте по-прежнему продолжались бурные и бесполезные обсуждения многих актуальных законов. Достаточно вспомнить ситуацию с принятием закона о бюджете на 1994 год. Правительство, внеся проект бюджета в Парламент, обсуждало его с депутатами более трех месяцев того же 1994 года. Только после долгих дебатов и под угрозой отставки правительства государственный бюджет 1994 года был все-таки принят».
* * *
В декабре 1994-го на Площади Республики Алматы в присутствии Президента проходит торжественная церемония закладки камня на месте будущего монумента. Идея монумента появилась у Елбасы во время поездки в Египет. Нурсултан Назарбаев обратил внимание на монумент в честь обретения независимости Египтом. «Шота Идрисович! Почему бы нам нечто подобное не построить у себя дома в честь приобретения Казахстаном независимости. Подумайте!» – обратился он тогда к Шоте Валиханову, ставшему впоследствии одним из авторов монумента в Алматы. Алматинский монумент становится одним из самых запоминающихся символов независимого Казахстана.
* * *
Выступая в 1994 году в Москве в МГУ, Президент Казахстана впервые высказывает идею евразийской интеграции перед российским научным сообществом.
«Когда идет бурный научно-технический прогресс, жесткая борьба за рынки сбыта, выжить можно только в объединении, – заявил тогда Глава государства. – Посмотрите: страны Западной Европы с многовековой государственностью идут на объединение. Они отлично понимают, что мировой рынок жестко поляризуется: Северная Америка, Япония, наконец, азиатские «молодые тигры». Мы же, республики бывшего Союза, историей и судьбой подготовлены к единому сообществу. Нам присущи одни формы и механизмы связей и управления, общий менталитет, многое другое. Вопрос в том, что у некоторых политических лидеров, да и не только у них, существует паническая боязнь возрождения империи. Но на это уже никто не пойдет! Речь может идти о новом, равноправном сотрудничестве. Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский Союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах, ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевых задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики».
Пройдет 20 лет и Казахстан, Россия и Беларусь заключат Договор о Евразийском экономическом союзе.
* * *
В стране, как грибы, растут коммерческие банки. В 1994-м их уже свыше 200, следующими в жизнь казахстанцев приходят первые официальные пункты обмена валют – по-народному – «обменники». Страна приучается все исчислять в американских деньгах. В печати и на ТВ к обязательному прогнозу погоды прибавляется еще один прогноз – курсы валют. С начала 1994-го доллар, стоивший 4,7 тенге, всего за два месяца вырастает до 11 тенге, еще через три месяца – до 40. Чтобы справиться с тотальной долларизацией, инфляцией и сумасшедшим ростом цен, финансовые власти вводят знаменитую аббревиатуру «УЕ» – условные денежные единицы. Конечно же, это меры не монетизационные, а только психологические, но все же к концу 1994 года финансовая ситуация начинает меняться. Тенге начинает укрепляться, инфляция с 2500% в 1992 тормозится до 1260% в 1994.
* * *
В Алматы появляется первая казахстанская финансовая пирамида. Масштабная реклама российской «МММ» из уст Лени Голубкова, кстати, этот былинный теперь уже герой – детище казахстанского режиссера Бахыта Келибаева уже два года рассказывает по телевизору, как стать не «халявщиком, а партнером» и подготавливает почву для отечественных мошенников. Казахстанскому «МММ» – «Смагулов и К» – тенге несут десятками тысяч. Собрав деньги, владелец Нурлан Смагулов исчезает – минимум 40 тысяч вкладчиков разорены. С 95-го Смагулова будет искать даже Интерпол и тоже не найдет.
Спустя почти 10 лет ликвидационная комиссия рассчитается с вкладчиками – вернув каждому 22 процента от вложенной суммы.
* * *
Первое олимпийское золото независимого Казахстана приносит лыжник Владимир Смирнов, завоевав медаль на XVII Олимпийских зимних играх 94 года в Лиллехаммере. Казахстан резко поднимается в первые строки олимпийских списков – занимает 12-е место в общекомандном зачете из 67 участвующих стран, получив одну золотую и две серебряные медали. Эти медали также Смирновские.
* * *
1994 год приводит к нам первые пейджеры и первый «Доширак». Пейджер, предтеча мобильного телефона, мини-приемник, который передает с помощью оператора текстовые сообщения от владельца другому счастливому обладателю пейджера, сразу становится предметом зависти и символом состоятельности и статуса. В этом же году на казахстанском рынке появляется компания «Алтел» – первый сотовый оператор, представляющий услуги аналоговой связи. «Сотку» и услуги за мобильную связь могут себе позволить немногие казахстанцы – только через год «Алтел» наберет две тысячи абонентов.
На другой стороне казахстанского общества не меньшую популярность набирают брикеты лапши быстрого приготовления. Модный лозунг «Время – деньги» по-своему воплощается в этих питательных изделиях – готовится за минуту и стоит копейки. Те, у кого много времени и совсем нет денег, называют быстрое блюдо или презрительно «бич-пакетом» или ласково «дошиком». Сегодня количество брендов лапши быстрого приготовления размножается в арифметической прогрессии, серьезно повлияв на культуру питания казахстанцев.
* * *
Осенью 1994-го в Алматы проходит торжественное открытие мавзолея великого казахского батыра Райымбека. Внутри мавзолея установлен мраморный саркофаг с прахом прославленного полководца. Имя и память Райымбек батыра, подлинного народного героя самого бурного периода средневекового Казахстана, возвращается народу в не менее бурные исторические времена.
Статья опубликована в №70, от 10.06.2021 газеты "Вечерний Алматы"
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!