Выставка продлится до 9 сентября.
Каринэ Паронянц много лет прилетает в наш город вместе с супругом, уроженцем Алматы, но лишь после пандемии пару посетила мысль, что можно было бы организовать в южном мегаполисе персональную выставку художницы, которая не раз выставлялась в странах Европы. Что ж, сказано – сделано. Идею помог воплотить в жизнь директор галереи «Улар» Юрий Маркович.
– Я очень рада, что удалось организовать выставку, хотя это оказалось не так легко. В основном трудности касались транспортировки полотен, но мы смогли все преодолеть, – делится Каринэ Паронянц. – Для экспозиции я выбрала работы разных периодов своего творчества. Показалось, что для первого знакомства так будет правильно. Очень символично, что моя выставка открылась именно сейчас – в год тридцатилетия дипломатических отношений между Латвией и Казахстаном. Надеюсь, дальше дружба между нашими странами будет только крепнуть.
В зале представлены более пятнадцати полотен, и все они действительно очень разные как по технике исполнения, так и по замыслу художника. Однако есть элементы, которые их объединяют. Например, на большинстве полотен можно заметить изображение тонкого, как паутинка, белого кружева. Это символ кропотливого труда человека в его стремлении к прекрасному. Один из центральных элементов в работах Каринэ – орнамент и его связь с народным творчеством, ручным трудом, национальной принадлежностью и традицией в самом глубоком понимании этого слова.
Не менее важно для художницы не только то, что она пишет, а также чем и на чем. Она уверена, что живопись тактильна, поэтому используемые в творчестве материалы очень много значат. У гостьи из Латвии необычная, можно даже сказать, специфическая техника с применением пепла, с которым художница смешивает краски. Эта особенность и дала название алматинской выставке – «Возрождаясь из пепла».
– Материалы, с которыми я работаю, очень важны для меня. Благодаря им возникает особый, живой контакт с картиной, – говорит художница. – Например, я нередко использую в качестве холста скатерти или простыни. Так, одна из картин, представленных на этой выставке, написана на старой семейной скатерти. Много лет, когда ее уже перестали использовать на кухне, она укрывала стол в моей мастерской, за которым я работаю, напиталась энергией, и вот я написала на ней картину по мотивам творчества режиссера Сергея Параджанова.
Все эти яркие, буквально брызжущие красками работы желающие могут увидеть в галерее «Улар». По мнению искусствоведов, центральные темы картин Каринэ – это цикличность живой природы, ее вариативность, а также возможность гармоничного сосуществования окружающей среды и человеческой цивилизации. Работы художницы совмещают в себе как множественные ботанические фантазии, цветочные и естественноприродные образы, так и прямолинейность и структурность человеческого мышления. Во всех картинах прослеживается один лейтмотив – воля к жизни, равное стремление живой природы и человеческого разума тянутся ввысь и вдаль.
– Каринэ очень профессиональный художник, обучавшийся сначала в Латвийской академии, а затем во Флорентийском художественном институте в Италии, – подчеркнул куратор выставки Юрий Маркович. – У нее свой технический подход к работе. Нашим мастерам есть чему у нее поучиться, причем в первую очередь речь идет даже не о творчестве, а, например, о том, как профессионально подойти к организации своей экспозиции.
По мнению директора галереи «Улар» Юрия Марковича, выставка Каринэ Паронянц стала значимым событием для Алматы. Считать ее таковым можно не только потому, что европейские художники редко привозят в Алматы свои работы, кроме этого, в будущем проект открывает возможность нашим художникам выставляться в Латвии.
«Сейчас мы принимаем гостей, потом настанет их очередь. Надеемся, у нас получится долговременное плодотворное сотрудничество», – добавил Юрий Маркович.
Выставка продлится до 9 сентября, однако после ее завершения большинство работ Каринэ Паронянц не вернется в Ригу, а останется в Алматы. Ожидается, что жители и гости нашего города смогут увидеть их снова на традиционной большой выставке Союза художников Казахстана в Государственном музее искусств имени Кастеева.
Статья опубликована в №94 от 16.08.2022 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Совершенство из пепла».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!