На несколько дней креативное пространство «Дом 36» превратилось в центр притяжения самых творческих людей города. Здесь развернулась третья выставка-ярмарка Art Bazar.
Наравне с работами уже известных авторов экспонируются произведения начинающих художников – участников специального проекта Art Lab. Изобразительное искусство, художественная фотография, инсталляция, новые медиа и перформанс – в этих пяти видах творчества на ярмарке свои работы представили более 60 творцов из Казахстана и соседних стран.
Необычность материалов, подходов и форм, выбранных авторами для своих работ, сделала Art Bazar одной из самых оригинальных и продуктивных площадок для диалога независимых художников не только со зрителями, но и с покупателями, девелоперами и бизнесменами – всеми, кто влияет на состояние казахстанского арт-рынка. Основной сложностью при проведении столь масштабного мероприятия, по словам организаторов, явился вопрос доступного пространства.
– Пока что в нашем распоряжении только «Дом», а желающих с каждым разом все больше. И разместить их так, чтобы выставка не превратилась в барахолку, – это сложно, и мы планируем расширяться, проводить Art Bazar в нескольких местах одновременно. Но сейчас мы предоставляем каждому художнику стенд, который он оформляет и заполняет на свое усмотрение – даем ему возможность напрямую показать себя. Отсюда и название: в Средней Азии базар – это не только место торговли, но и площадка для коммуникации, обмена новостями и идеями. А для нас – это возможность посмотреть, какие вопросы волнуют художников, чем дышит творческая среда, – рассказали организаторы Евгения Сабитова и Нафисат Ермагамбетова.
Особое внимание привлекают работы 25 молодых авторов: под присмотром кураторов в Art Lab ими были разработаны и воплощены глубоко осмысленные художественные произведения.
Илья Соболь, медиахудожник, куратор направления новых медиа (представляющих собой синтез инженерии, электроники, проектирования и прочего с изобразительным искусством) отметил достойный уровень участников.
– Мы отбирали именно начинающих, неизвестных авторов, они разного возраста, но при этом все прекрасно справились. На выставке можно увидеть как инсталляции, так и полностью цифровые работы по нашему направлению.
Произведение Ержана Ускенбаева Character building, представляющее собой шатающийся работающий 3D-принтер, метафорически рассказывает зрителю о формировании личности в условиях неустойчивой среды: как при печати из-за качки изменяется изначально задуманная фигура в принтере, так и человек под воздействием среды и обстоятельств формируется особым, уникальным образом.
Присутствуют на ярмарке и междисциплинарные работы: к примеру, «Разговор» Анастасии Не является синтезом перформативного и медиа-искусства, где через закодированные вспышки света автор может «поговорить» со зрителем, как бы иллюстрируя идею невозможности понимания людьми друг друга из-за строго индивидуальных систем восприятия.
Изобразительное искусство в работах начинающих художников представлено редкими техниками: Гаухар Аскар выбрала ассамбляж для своей отчасти кубистской «Бесiк», говорящей о нередко негативном влиянии, которое взрослые оказывают на формирование ребенка, Асия Айдархан в «Вечном пути», рассказывающем о приближении к Творцу через знания, выбрала коллаж и цианотипию. Для большинства участников Art Bazar стал дебютной выставкой.
Фотоискусство начинающих художников на ярмарке отличается не новаторством методов, а концептуальной глубиной и оригинальностью подходов: минималистичное «Я есть» Ольги Краснолабодцевой, документалистское «Одиночество» Руслана Абасалиева, чувственная «Игрушка» Назым Болат через знакомые образы исследуют важные темы: поиска внутренней опоры, отчуждения или же терапии и анализа эмоционального состояния ребенка – спектр вопросов для себя определит сам зритель, художник лишь дает ему стимул задуматься.
– Главным для нас было – выйти из зоны комфорта. Каждый участник в группе делал то, что делать не привык, так что, если вам сейчас показать кадры, снятые ими до выставки, то вы не поймете, где чьи – настолько выставочные работы от них отличаются, – рассказал Ярослав Клочков, куратор фотонаправления, фотограф с 27-летним стажем, собственным «рефлекторным» методом съемки и философией преподавания.
– Так как в Art Lab у нас с ребятами было всего две недели, то мы проскочили такой этап, как копирование, а их проекты стали своего рода экспериментальными.
Асхат Ахмедьяров, известный художник-акционист, выступивший куратором инсталляционного направления, отметил, что совместная с молодыми авторами работа над выставочными проектами обогатила даже его значительный художественный опыт.
– Стремление и отношение участников, во-первых, очень питает меня, а во-вторых, трудясь с ними, я приобрел и новые практические навыки по резке стекла, к примеру, или по работе с монтажной пеной (инсталляция «Мозгомойка» Акзель Бейсембай), но главное – это выстраивание и сохранение баланса в работе между смысловым содержанием и художественной формой, чтобы оставалось место для метафоры – это основное качество, которое я снова прорабатывал, будучи куратором.
Концептуальность – качество, превращающее неясные на первый взгляд нагромождения или пятна в сложные произведения искусства, – является, пожалуй, основным и объединяющим для работ на Art Bazar. Эстетичность произведений отходит на второй план, давая автору возможность наполнить их смыслами, идеями и подтекстами, не сильно заботясь о красоте исполнения, что полностью соотносится с современными тенденциями мирового искусства. Art Bazar под крышей «Дома 36» объединяет и экспонирует самые прогрессивные образцы художественной культуры Казахстана.
Статья опубликована в №150–151, от 20.12.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Ярмарка искусства".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!