Бизнес Алматы все больше отдает предпочтение социальному предпринимательству.
Еще в 2014 году в мегаполисе появилась Ассоциация социальных предпринимателей Казахстана, которая продвигает развитие этого вида бизнеса, помогая консультациями и обучением в данной сфере.
Так, к примеру, благотворительный фонд «Эльдани», который изначально создавался для помощи людям с ограниченными возможностями, в 2006 году стал работать как социальное предприятие.
– Мы открыли сувенирную мастерскую, в которой люди с ограниченными возможностями изготавливают различные изделия из керамики с ручной росписью, войлока, фетра, дерева, – рассказывает директор благотворительного фонда «Эльдани», президент Ассоциации социальных предпринимателей Казахстана Гульзира Амантурлина. – Наши мастерицы вяжут, шьют. У нас хорошая швейная мастерская и два гончарных круга. Также мы проводим огромное количество платных мастер-классов и бесплатных для детей с ограниченными возможностями. При этом наши мастера следят за трендами, осваивают что-то новое, постоянно совершенствуясь, чтобы идти в ногу со временем. Таким образом, сегодня мы оплачиваем свои расходы за счет продажи сувенирных изделий. На данный момент у нас порядка 60–70 процентов всех доходов идет от работы с сувенирной продукцией.
По словам Гульзиры, в этом году в планах расширение спектра услуг и открытие дополнительного класса по керамике.
– Социальное предпринимательство – это следующий шаг развития для некоммерческих организаций, – считает Гульзира Амантурлина. – Такие организации должны уходить от иждивенчества и грантовой зависимости. С помощью такого инструмента, как социальное предпринимательство, они смогут оказывать платные услуги либо открывать дополнительные направления, с помощью которых смогут заработать на устойчивое развитие организации. Тогда у них не будет вопросов, что делать дальше, когда закончится грант.
Данные рекомендации как руководство к действию уже воспринял фонд Just Support.
– Сегодня некоммерческим организациям стало тяжело выживать, – рассказывает исполнительный директор фонда Just Support Светлана Богатырева. – Грантодателей все меньше, международные организации сворачивают свои программы, а на государственный социальный заказ претендовать сложно по ряду причин. В любом случае, когда ты ведешь такую социальную деятельность, хочется быть устойчивым предприятием и не зависеть от грантов. Для того чтобы быть стабильными, мы рассмотрели такой вариант, как социальное предпринимательство, то есть когда ты сам зарабатываешь на решение социальной проблемы, а не ждешь спонсорской помощи или грантовых средств, и в 2019 году запустили свой проект.
Как некоммерческая организация фонд начал свою работу в 2015 году. С этого времени психологи помогали решить различные проблемы, связанные с трудностями, возникающими в подростковом возрасте, изучая проблему подросткового суицида. Благодаря поддержке различных организаций проводились тренинги, разрабатывались авторские программы.
– Мы поняли, что наши услуги могут быть также востребованы и на коммерческом рынке, – говорит Светлана Богатырева. – Поэтому сегодня предлагаем специально разработанные психологические квесты для подростков, которые помогают им посмотреть на себя как бы со стороны, осознать проблемы, найти пути решения. Первый квест – на самоанализ, второй – профориентационный, помогает выбрать профессию для взрослой жизни. Также у нас есть настольная семейная игра, которую мы сами производим и продаем. Она помогает наладить контакт между родителями и детьми. Не секрет, что родители не всегда умеют и могут правильно разговаривать с подростками на сложные темы. Иногда мы видим, что контакт в семье потерян, и кроме обычных стандартных вопросов – как дела и как оценки в школе – никаких особенных разговоров с ребенком не происходит. Но контакт и взаимопонимание между родителями и подростками очень важны. Подрастающее поколение должно доверять родителям и делиться с ними своими проблемами. Восстанавливать и укреплять такой контакт в игровой форме мы предлагаем родителям.
Кроме того, у нас есть родительские группы – это занятия, где взрослые могут поговорить с психологом и со стороны взглянуть на свою проблему. В целом наша деятельность направлена на благополучие подростков и разрешение имеющихся проблем вместе с родителями. Потому что в этот период ребенок уже начинает взрослеть, и решается вопрос, какие отношения у него сложатся в дальнейшем с родителями: они останутся друзьями или станут чужими во взрослой жизни.
По словам директора фонда, запустить проект социального предпринимательства им помог Фонд развития социальных проектов Samruk-Kazyna Trust, который выделил стартовый капитал на закуп оборудования для производства игры и запуска квестов.
Сегодня более 100 алматинских семей охвачено идеей фонда, где родители помогают подросткам стать более гармоничными и внутренне устойчивыми.
Продавать товар через интернет учит молодых мам и домохозяек организатор и координатор проекта с рабочим названием Shop Assistant Турганжан Касымов.
– Наш проект направлен на обучение и развитие женского предпринимательства, – рассказывает его организатор. – Он идеально подходит маломобильным гражданам и женщинам с маленькими детьми. К примеру, женщина сидит дома с маленьким ребенком и может работать ежедневно только по 3–4 часа. Мы ее обучаем, как создать в Instagram аккаунт, рекламировать его и набирать подписчиков. Из нашего каталога она выбирает товар, который хочет продавать: посуда, новогодние украшения, елки и многое другое. Выбрав, рекламирует товар и консультирует клиента. Заявку на покупку она отправляет нам, мы берем товар и доставляем его клиенту. Таким образом мы берем на себя вопросы организации, логистики и поиска поставщиков товаров. Прибыль делится в расчете 60/40, из которых 60 процентов получает женщина.
Сейчас в проекте, по словам Турганжана Касымова, порядка 35 женщин, в основном из Алматы, есть также мамочки из других регионов страны и даже Киргизии. Доставка товара ведется по всему Казахстану посредством почтовых отправлений.
– Это очень удобная модель для женщин, когда, не выходя из дома, они зарабатывают деньги, – рассказывает координатор проекта. – Когда в нашем чате появляется новый член команды, его все поддерживают, обучают и помогают с консультациями и продвижением аккаунтов для успешных продаж. Кстати, во время карантина мы отмечали рост продаж посуды. Женщины стали сами готовить дома и активно скупали кухонную утварь.