Трудотерапия помогает корректировать особенности развития, стабилизирует эмоциональное состояние, дает детям ощущение успеха, сообщает Vecher.kz.
В светлом уютном кабинете, где на полках красуются удивительные скульптуры из глины, а на стенах детские рисунки, она появляется почти незаметно – светловолосая, с красивыми глазами и доброй улыбкой. В коридорах центра соцуслуг «Аяла», где ежедневно собираются десятки особенных детей, ее узнают по голосу – мягкому, спокойному, обволакивающему – такому, каким говорят только люди, нашедшие свое призвание. Ольге Викторовне Рахматулиной 60 лет, но глаза у нее как у человека, который каждый день открывает мир заново. Уже много лет она работает инструктором по трудотерапии, а до этого трудилась соцработником.

– Я пришла сюда, потому что сама воспитываю особенного сына. Мне нужно было место, где он мог быть рядом, и где я могла быть полезной. Так и осталась здесь, – рассказывает Ольга Викторовна.
Наша героиня – весьма скромный человек, поэтому о ее заслугах нам рассказали коллеги. Специалист по работе с особенными детьми неоднократно была отмечена благодарственными письмами от различных организаций, как государственных, так и частных. А в прошлом году она получила звание «Лучший социальный работник».

Инструкторы по трудотерапии редко бывают в центре внимания, но именно они помогают родителям поверить, что у ребенка есть будущее.
Ольга Рахматулина считает, что особенные дети способны гораздо на большее, чем принято думать. Они невероятно трудолюбивы и талантливы.

Трудотерапия помогает корректировать особенности развития, стабилизирует эмоциональное состояние, дает детям ощущение успеха. Создание творческих поделок укрепляет уверенность, учит самостоятельности. Первое знакомство ребенка с трудотерапией – всегда особенный момент.

– Мы смотрим, что он умеет, чего боится, что вызывает интерес. Если не получается – ничего страшного, тогда мы работаем вместе: лепим колобочки, раскатываем полоски. Моя задача – не давить, а вдохновлять, чтобы каждое занятие приносило радость, – объясняет инструктор по трудотерапии.
У каждого ребенка – особый характер. Кто-то не любит шум, некоторые боятся новых людей, другие испытывают трудности с моторикой и речью. Но она находит подход к каждому.
Здесь дети разных возрастов учатся не просто лепить или рисовать – они познают мир. В работе используются глина, пластилин, папье-маше, бумага для аппликаций и др.

– Глина – мой любимый материал. Она учит терпению, а детям это особенно важно, – улыбается Ольга Викторовна.
К ней ежедневно приходят не только дети, но и те, кто достиг совершеннолетия, среди них ребята с аутизмом, синдромом Дауна, умственной отсталостью, шизофренией.
– Дети с расстройством аутистического спектра боятся новых звуков, людей. Один мальчик первые занятия проводил под столом, и я сидела под столом вместе с ним. Сейчас он смотрит в глаза, выполняет задания, – делится она.
В ее голосе нет жалости – только уважение и любовь к детям и своей работе. Именно это чувство она считает залогом успеха.
– Они – мои дети. Я всех люблю. Терпение – главное качество в нашей работе. Ты должен быть добрым, внимательным и обязательно – искренним, ведь ложь чувствуют моментально, – рассказала специалист.
Бывают и сложные дни – эмоциональное выгорание, усталость, однако справляться со всем этим ей помогают маленькие победы подопечных.
– Конечно, было чувство усталости, но, когда ты видишь их прогресс, все забывается. Дети радуются любой мелочи так искренне, что и ты начинаешь радоваться вместе с ними, – призналась Ольга Рахматулина.

Работы ее воспитанников участвуют в городских и республиканских конкурсах. Некоторые побеждают. Например, 25-летний Рустам Закиров занял третье место в конкурсе по Алматы.
– Мы с ним рисовали природу – лошадей, горы, сено. Он очень старался, и результат был потрясающий, – отметила инструктор.
Есть и работы, которые покупают спонсоры и посетители выставок. Картины, пиалы, декоративные фигурки – все это создается руками тех, чьи возможности часто недооценивают.
Рабочий день инструктора начинается рано: подготовка материалов, разогрев глины, раскладка бумаги. В 8.30 дети уже стоят у двери, с нетерпением ожидая начало занятий. Урок длится примерно 20 минут. Все поэтапно: показ – повторение – закрепление.
Ольга Викторовна не скрывает, что собственный сын во многом определил ее путь.
– Мой старший родился с травмой. Он многому научил меня – доброте, терпению, пониманию. Особенные дети, как ангелы. В них нет хитрости, они такие, какие есть и принимают тебя таким же, – говорит она.
Стоит отметить, что Ольга Викторовна еще и художник, а также мастер декоративно-прикладного искусства. На полках кабинета красуются необычные работы – куклы, вазы, скульптуры и чувствуется, что все это сделано с душой и любовью.
– Первое образование у меня – повар, но лепить и рисовать я любила всегда. Потом специально пошла учиться. Многому научилась сама, но все-таки самое важное – работы детей. Они такие живые! Дети учат меня каждый день радоваться, не обижаться. Быть настоящей и любить, – рассказывает собеседница «Вечёрки».
Кабинет Ольги Викторовны – не просто место занятий, а пространство, где страх постепенно уступает место смелости, а невозможное становится возможным.