История алматинского инструктора по трудотерапии, меняющей жизни особенных детей

История алматинского инструктора по трудотерапии, меняющей жизни особенных детей Кайрат Конуспаев

Трудотерапия помогает корректировать особенности развития, стабилизирует эмоциональное состояние, дает детям ощущение успеха, сообщает Vecher.kz

В светлом уютном кабинете, где на полках красуются удивительные скульптуры из глины, а на стенах детские рисунки, она появляется почти незаметно – светловолосая, с красивыми глазами и доброй улыбкой. В коридорах центра соцуслуг «Аяла», где ежедневно собираются десятки особенных детей, ее узнают по голосу – мягкому, спокойному, обволакивающему – такому, каким говорят только люди, нашедшие свое призвание. Ольге Викторовне Рахматулиной 60 лет, но глаза у нее как у человека, который каждый день открывает мир заново. Уже много лет она работает инструктором по трудотерапии, а до этого трудилась соцработником. 

– Я пришла сюда, потому что сама воспитываю особенного сына. Мне нужно было место, где он мог быть рядом, и где я могла быть полезной. Так и осталась здесь, – рассказывает Ольга Викторовна. 

Наша героиня – весьма скромный человек, поэтому о ее заслугах нам рассказали коллеги. Специалист по работе с особенными детьми неоднократно была отмечена благодарственными письмами от различных организаций, как государственных, так и частных. А в прошлом году она получила звание «Лучший социальный работник». 

Инструкторы по трудотерапии редко бывают в центре внимания, но именно они помогают родителям поверить, что у ребенка есть будущее. 

Ольга Рахматулина считает, что особенные дети способны гораздо на большее, чем принято думать. Они невероятно трудолюбивы и талантливы. 

Трудотерапия помогает корректировать особенности развития, стабилизирует эмоциональное состояние, дает детям ощущение успеха. Создание творческих поделок укрепляет уверенность, учит самостоятельности. Первое знакомство ребенка с трудотерапией – всегда особенный момент. 

– Мы смотрим, что он умеет, чего боится, что вызывает интерес. Если не получается – ничего страшного, тогда мы работаем вместе: лепим колобочки, раскатываем полоски. Моя задача – не давить, а вдохновлять, чтобы каждое занятие приносило радость, – объясняет инструктор по трудотерапии. 

У каждого ребенка – особый характер. Кто-то не любит шум, некоторые боятся новых людей, другие испытывают трудности с моторикой и речью. Но она находит подход к каждому. 

Здесь дети разных возрастов учатся не просто лепить или рисовать – они познают мир. В работе используются глина, пластилин, папье-маше, бумага для аппликаций и др. 

– Глина – мой любимый материал. Она учит терпению, а детям это особенно важно, – улыбается Ольга Викторовна. 

К ней ежедневно приходят не только дети, но и те, кто достиг совершеннолетия, среди них ребята с аутизмом, синдромом Дауна, умственной отсталостью, шизофренией. 

– Дети с расстройством аутистического спектра боятся новых звуков, людей. Один мальчик первые занятия проводил под столом, и я сидела под столом вместе с ним. Сейчас он смотрит в глаза, выполняет задания, – делится она. 

В ее голосе нет жалости – только уважение и любовь к детям и своей работе. Именно это чувство она считает залогом успеха. 

– Они – мои дети. Я всех люблю. Терпение – главное качество в нашей работе. Ты должен быть добрым, внимательным и обязательно – искренним, ведь ложь чувствуют моментально, – рассказала специалист. 

Бывают и сложные дни – эмоциональное выгорание, усталость, однако справляться со всем этим ей помогают маленькие победы подопечных. 

– Конечно, было чувство усталости, но, когда ты видишь их прогресс, все забывается. Дети радуются любой мелочи так искренне, что и ты начинаешь радоваться вместе с ними, – призналась Ольга Рахматулина. 

Работы ее воспитанников участвуют в городских и республиканских конкурсах. Некоторые побеждают. Например, 25-летний Рустам Закиров занял третье место в конкурсе по Алматы. 

– Мы с ним рисовали природу – лошадей, горы, сено. Он очень старался, и результат был потрясающий, – отметила инструктор. 

Есть и работы, которые покупают спонсоры и посетители выставок. Картины, пиалы, декоративные фигурки – все это создается руками тех, чьи возможности часто недооценивают. 

Рабочий день инструктора начинается рано: подготовка материалов, разогрев глины, раскладка бумаги. В 8.30 дети уже стоят у двери, с нетерпением ожидая начало занятий. Урок длится примерно 20 минут. Все поэтапно: показ – повторение – закрепление. 

Ольга Викторовна не скрывает, что собственный сын во многом определил ее путь. 

– Мой старший родился с травмой. Он многому научил меня – доброте, терпению, пониманию. Особенные дети, как ангелы. В них нет хитрости, они такие, какие есть и принимают тебя таким же, – говорит она. 

Стоит отметить, что Ольга Викторовна еще и художник, а также мастер декоративно-прикладного искусства. На полках кабинета красуются необычные работы – куклы, вазы, скульптуры и чувствуется, что все это сделано с душой и любовью. 

– Первое образование у меня – повар, но лепить и рисовать я любила всегда. Потом специально пошла учиться. Многому научилась сама, но все-таки самое важное – работы детей. Они такие живые! Дети учат меня каждый день радоваться, не обижаться. Быть настоящей и любить, – рассказывает собеседница «Вечёрки». 

Кабинет Ольги Викторовны – не просто место занятий, а пространство, где страх постепенно уступает место смелости, а невозможное становится возможным. 

Ваша реакция?
Нравится
6
Не нравится
0
Смешно
1
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

18:13

18:07

17:57

17:44

17:37

17:35

17:29

17:13

17:01

16:57

16:51

16:29

16:17

16:15

16:04

15:58

15:42

15:19

14:55

14:33

14:21

14:11

14:02

13:49

13:25