История четырёхлетнего мальчика, который начал читать до двух лет

История четырёхлетнего мальчика, который начал читать до двух лет Фото из личного архива Молдьдир Токтамысовой

В каждом ребенке свой мир: чуткий, полный наблюдений и смыслов. Он раскрывается в собственном темпе – не по схеме, а по внутреннему ходу. Безусловно, есть медицинские ориентиры: они помогают отслеживать формирование речи, моторики и внимания. Однако в жизни все происходит индивидуально. Один ребенок опережает в счете, другой позже осваивает речь и все это части самобытного пути.

Четырехлетний Локи Третьяков из Алматы с раннего возраста проявлял устойчивый интерес к буквам, числам, звукам. К двум годам он начал читать, в три писать под диктовку, легко запоминал инструкции и подбирал мелодии на слух. Сейчас он уверенно считает, изучает иностранные языки и быстро замечает структуру там, где другим нужно время.

Слова, собранные по буквам

Как рассказывает мама мальчика Мольдир Токтамысова, речь Локи развивалась необычным способом. Он рано начал читать и писать, но вслух произносил только отдельные звуки – понятные, в основном, только родителям. Вместо целых слов он говорил гласные, а согласные будто «пропадали». При этом сам он все понимал, и хотел говорить, но по-своему. Тогда он нашел иной путь: стал выражать мысли с помощью букв.

– Однажды Локи, расстроенный тем, что его не понимают, выложил на полу из пластиковых букв фразу: «Мама, я хочу кушать». Без ошибок, четко и ясно. Тогда мы поняли, насколько глубоко он все осознает. Он не просто знает буквы, а с их помощью говорит, – вспоминает мама.

Письменная речь стала его первым способом диалога с миром. Позже родители обратились к логопеду. Специалист начал работать со звуками, помогая мальчику соединить то, что он уже прекрасно знал на письме, с произношением. Таким образом, голосовой язык постепенно стал догонять письменный. Сейчас Локи уже выговаривает большинство согласных и может выражать мысли и устно, и письменно.

Фонематический слух

– Одна из самых удивительных способностей сына – его фонематический слух. Это не просто хорошее ухо или память на звуки. Фонематический слух – это способность точно различать даже мельчайшие различия между звуками речи: не только «Б» и «П», но и, например, тонкие переходы между похожими слогами. Это то, благодаря чему дети учатся писать без ошибок, понимать речь на слух и осваивать языки, – рассказывает Мольдир Токтамысова.

По ее словам, у Локи этот слух проявился рано. Уже в три года он мог под диктовку записывать слова, которые никогда не видел написанными. Он слышал их впервые и точно передавал на письме. Мама признается: сначала решила, что он просто запоминает все наизусть, но потом стала специально подбирать редкие слова и он справлялся!

– Фонематический слух позволяет ему не только писать, но и с интересом воспринимать звуки вокруг на разных языках. Он может часами слушать, как звучит одно и то же слово на арабском, японском, испанском, русском и английском. Музыка – еще одна область, где этот слух раскрывается. Локи подбирает мелодии по памяти, на слух, без нот. Он играет их на синтезаторе так, как будто слышит внутри, – делится мама Локи.

Математика на прогулке

Цифры для Локи – это не просто символы. С раннего возраста он начал замечать их повсюду на дверях, в номерах машин, на билетах, но главное, он с ними работает. Простые действия он выполняет в уме: складывает, вычитает, называет и проверяет. Может сам подсчитать, сколько ступенек в подъезде, или сколько раз подряд встретилась цифра 7. А для более длинных вычислений у него есть помощник – калькулятор.

– Он сам просит взять калькулятор во время прогулки. Иногда что-то считает по дороге, иногда просто проверяет, правильно ли он подумал. Он может заметить, что номер квартиры 143 «разложится» как 100 плюс сорок плюс три. Или, идя по ряду квартир, скажет, что не хватает 36 между 35 и 37. Логику он видит там, где другие проходят мимо, – делиться Молдир Токтамысова.

Не вести, а идти рядом

Сейчас мальчик ходит в обычный детский сад, играет с другими детьми, интересуется языками, цифрами, текстами и мелодиями. Помимо этого, ходит на плавание.

– Мы не ставили целей, – говорит мама. – Не говорили: надо научиться читать или считать. Он сам тянется к этому. Мы просто отвечаем, когда он спрашивает. И даем пространство, когда он погружается во что-то свое.

По словам психолога Айнуры Дуйсен, важно позволить ребенку быть «не таким, как все». Родителям нужно с уважением и интересом поддерживать такие особенности, создавая безопасную и развивающую среду. При этом не стоит давить или стремиться вырастить вундеркинда – завышенные ожидания могут стать причиной тревожности и потери интереса. Главное – не сравнивать, а замечать и поддерживать то, что ценно именно для этого ребенка. Такой подход помогает формировать здоровую самооценку и уверенность в себе!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

18:00

17:45

17:30

17:15

17:10

17:00

16:45

16:25

16:10

15:56

15:41

15:26

15:11

14:56

14:49

14:40

14:29

14:27

14:14

13:59

13:44

13:29

13:14

13:03

12:49