Изменения вступят в силу с 1 апреля 2023 года.
В целях снижения транспортной нагрузки и антропогенного воздействия на окружающую среду акиматом Алматы приняты изменения в постановление №2/122 от 8 апреля 2016 года «Об ограничении въезда транспортных средств на отдельных территориях города Алматы», сообщает Vecher.kz.
Ограничение въезда на территорию горнолыжного курорта «Шымбулак» будет действовать для всех транспортных средств, за исключением:
1. Автомобилей на электрическом двигателе (электромобилей).
2. Специальной техники и транспортных средств экстренных, оперативных, коммунальных и специальных служб.
Принимаемые меры позволят снизить выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта, минимизируя воздействие на окружающую среду особо охраняемой природной территории. Напомним, ранее въезд на охраняемую природную территорию был разрешен также лицам, имеющим недвижимость и проживающим в зоне ГК «Шымбулак», без ограничений по типу двигателя транспортного средства.
С 1 сентября 2023 года также вступит в силу ограничение въезда для транспортных средств, принадлежащих и (или) обслуживающих юридических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории ГРПП «Медео». При этом субъектам малого и среднего бизнеса будет предоставлена возможность приобретения автомобилей на электрическом двигателе за счет льготного залогового кредита под 6% годовых сроком до 7 лет с максимальной суммой займа до 30 млн тенге через АО «СПК «Алматы». Собственное участие заемщика должно составлять не менее 50% от суммы покупки.
Основная цель введения ограничений на въезд автотранспорта с двигателем внутреннего сгорания на жидком топливе – снижение вредных выбросов, сохранение и рациональное использование природных ресурсов и естественной окружающей среды. В международной практике экологические зоны отмечены специальным знаком Low Emission Zone (LEZ), что означает «зона с низким уровнем выбросов». В зарубежных странах система LEZ действует круглогодично 24/7, включая выходные и праздничные дни.
Что говорят эксперты
Еркин Джайлаубеков, профессор Академии логистики и транспорта, Почетный автотранспортник Казахстана, академик Российской академии транспорта:
Горнолыжный курорт «Шымбулак» расположен в живописном ущелье Заилийского Алатау на высоте 2260 м над уровнем моря в 25 км от центра города Алматы. Средняя температура воздуха летом +20 °C, зимой -7 °С. Средняя толщина снежного покрова до 150 см, количество солнечных дней в году до 90%. На высоте 3163 метра над уровнем моря стартуют вверх подъемники. Справа и слева перед вами предстают величественные горы со снежными склонами и вечнозелеными тянь-шаньскими елями.
«Шымбулак» популярен не только среди казахстанских и российских туристов, но у и гостей из дальнего зарубежья как место круглогодичного активного отдыха с развитой инфраструктурой, качественным сервисом. Сегодня зеленая общественность Казахстана и города Алматы беспокоит состояние охраны природы курортной зоны «Шымбулак». С развитием инфраструктуры, ведением реконструкции и строительства объектов горнолыжного туризма повышается негативное влияние на окружающую природу выбросов загрязняющих веществ от транспорта, машин и бытовых отходов.
Несмотря на введение канатной дороги в зону курорта въезжают автотранспортные средства, легковые автомобили и автобусы. Непосредственно в зоне работают машины и механизмы с бензиновыми и дизельными двигателями. Они вносят загрязнения в воздух природоохранной курортной зоны. Требуется принять определенные мероприятия по защите воздушной среды курортной зоны «Шымбулак».
Одним из таких мероприятий является ограничение въезда в зону «Шымбулак» автотранспорта. Я, как специалист по экологии транспорта, поддерживаю инициативу Управления экологии и окружающей среды города Алматы о запрете въезда в зону «Шымбулак» автотранспорта с дизельными и бензиновыми двигателями.
Тимур Елеусизов, председатель ЧФ «Eco Fund Tabigat», РОО «Kaz Eco Patrol», экоамбассадор:
Все предлагаемые Управлением экологии и окружающей среды города Алматы меры своевременны, необходимы и отчасти вынуждены. Было много случаев, в том числе чрезвычайных, когда ситуация угрожала экосистеме или жизни и здоровью людей, в связи с многодозволенностью и отсутствием жесткого регулирования на территориях национальных парков.
Мы только недавно стали осознавать, что есть такое понятие, как экологическая емкость и допустимость, – это о том, что некоторые действия просто недопустимы на охраняемых природных территориях, потому что это угнетает и постепенно уничтожает экосистему, а потом мы будем сидеть, разводить руками и снова говорить, куда смотрит акимат или правительство, или полиция, что у нас все плохо, а у них за границей в нацпарках все хорошо, там автомобили не ездят!
Я глубоко убежден, что в национальных парках, если мы хотим их сохранить в первозданном виде для будущих поколений, вообще категорически нельзя передвигаться на автотранспорте, здесь я имею в виду туристов и приравненных к ним, случаи ЧС не в счет. Мы должны внедрять, расширять инфраструктуру пешего туризма. Пеший туризм должен быть принципиальной позицией наших национальных парков, если мы ставим задачу сохранения природных парков.
Все мы образованные люди и должны понимать, к чему приведет шумовой эффект от двигателей автотранспорта, который несовместим с экосистемой природных парков. Поэтому я считаю, что раз уж исторически сложилась определенная инфраструктура на «Медео», которая требует транспортной логистики, его необходимо ограничить и в количестве, и в качестве – это о замене ДВС на электромобили.
Я полностью поддерживаю инициативу руководства парка «Медео» в данном случае! Лично я вообще бы запретил изначально движение автомобилей, они опасны и для пеших туристов, но раз уж полностью их в конкретном данном случае не исключить, то ограничить и перевести на электро – это взаимовыгодный компромисс.
Асет Наурызбаев, член Общественного совета г. Алматы, соучредитель ТОО «Solai Tech», модератор гражданской инициативы «Чистый воздух Алматы»:
По въезду машин в горные районы ущелий, прилегающих к городу Алматы (Малое Алматинское, Большое Алматинское, Талгарское, Аскайское и др.). Данные ущелья несут большую нагрузку по ежедневной очистке поднимающегося из города в результате горно-долинной циркуляции смога. Кроме того, в этих ущельях формируются питающие город поверхностные и подземные воды, в связи с чем должны быть предприняты меры по запрету строительства зданий и сооружений, а также по максимальному ограничению движения, загрязняющего воздух и воды, автотранспорта.
Исключение может быть составлено только для специализированной техники, не имеющей двигателя на электрической и газовой тяге. Отдельно необходимо решить вопрос о переходе жилья в указанных ущельях на отопление газом или электричеством, для чего рассмотреть возможность обустройства локальных газгольдеров для сжиженного углеродного газа и разводки его по домам.
Булкаир Мамбетов, профессор кафедры «Лесные ресурсы, охотоведение и рыбное хозяйство» Казахского национального аграрного исследовательского университета:
В зонах отдыха населения должны рассчитываться рекреационные нагрузки на единицу площади с целью правильного использования мест отдыха.
Рекреационная нагрузка – показатель воздействия на биогеоценоз факторов, обусловленных видом лесной рекреации, определяемый через следующие основные величины – площадь объекта лесной рекреации, количество посетителей и время их пребывания на объекте. Различают оптимальную, предельную и дистракционную рекреационную нагрузку.
Уровень антропогенных нагрузок в рекреационных лесах определяется, с одной стороны, числом отдыхающих, приходящихся на единицу площади леса, с другой, свойствами самого леса, его устойчивостью к рекреационным нагрузкам. В зависимости от числа отдыхающих территории рекреационных лесов подразделяют на зоны интенсивного (массового) использования, где число посетителей может превышать 6 и более человек на гектар, и зоны умеренного (прогулочного) посещения. Они разнятся особенностями ведения лесного хозяйства, режимами пользования и благоустройства.
К сожалению, надо отметить, что рекреационная нагрузка на единицу площади в зоне отдыха урочище Медеу очень высокая, так как в воскресные и праздничные дни наблюдается большой наплыв отдыхающих, когда число посетителей намного превышает предельно допустимые нагрузки. В связи с чем предлагаем:
– провести научные исследования по определению норм нагрузок на единицу площади с целью определения уровня антропогенных нагрузок;
– необходимо ограничить доступ автомобилей и отдыхающих в выходные дни.
Наталья Огарь, д.б.н., профессор, член-корр. Национальной академии наук РК, профессор Каспийского общественного университета, генеральный директорТОО «ТЕРРА Природа»:
Безусловно, ограничение въезда автомобилей, имеющих выхлопы загрязняющих веществ на особо охраняемую природную территорию, поддерживается. Указанный статус был присвоен в свое время именно с целью сохранения для будущих поколений нетронутых участков природы в наших предгорьях и горах. А это очень важно с точки зрения сохранения биоразнообразия.
На этой территории встречаются не менее 136 видов птиц, включая гнездящихся, осёдлых, мигрирующих и зимующих, обитают около 25 видов млекопитающих из 12 семейств. Встречаются олени, сибирская косуля. Наиболее разнообразны в видовом отношении грызуны, многочисленны беличьи, хомяковые. Из хищных встречается лисица и представители куньих – горностай и барсук. Из редких видов куньих встречается каменная куница. Произрастают несколько видов растений, включенных в Красную книгу. Поэтому ограничение рекреационного воздействия на эти уникальные уголки природы только приветствуется.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!