Заслуженный деятель РК, кавалер ордена «Құрмет», сценограф Есенгельды Туяков служит искусству более 50 лет, на его счету множество спектаклей в Казахском национальном театре драмы имени Мухтара Ауэзова, в региональных театрах, оперные и балетные постановки.
Свою профессию он называет многоплановой – театральный художник должен быть и творческим человеком, и техническим работником – инженером, знающим свойства материалов. Как признается Есенгельды Жумагулович, именно за это он любит свое дело.
– Когда вы поняли, что посвятите себя театру, в частности сценографии?
– В юношеские годы мне посчастливилось посмотреть «Гамлета» с Высоцким в Театре на Таганке. Происходившее на сцене меня потрясло по энергетике и художественному осмыслению пространства. Тогда я понял, какую роль играют декорации и освещение в создании театрального произведения. После этого решил стать театральным художником, создавать декорации.
– Как рождается идея художественного оформления спектакля, она исходит от художника-постановщика или от режиссера?
– Это происходит по-разному. Иногда идея исходит от режиссера, но чаще от художника-постановщика. В силу своей профессии сценограф обладает пространственным мышлением, поэтому, отталкиваясь от концепции спектакля, он может предложить идею оформления сцены.
Бывает, что в процессе работы возникают творческие споры с режиссером, но художнику как соавтору спектакля важно уметь находить общий язык с режиссером, настраиваться на волну его идей, задумок. Режиссер же, в свою очередь, должен понятно объяснить постановщику суть своих идей. Если контакт состоялся, то получается качественное произведение, если нет, то здесь многое зависит от интуиции художника, его способности проникнуть в сущность пьесы, понять идеи драматурга и решить, как их воплотить на сцене. Все это нарабатывается с опытом.
– Важна ли для сценографа общая эрудиция?
– Безусловно. У сценографа должно быть современное видение мира.
Очень важна «насмотренность», надо знать, что интересного происходит в мировом и отечественном театральном пространстве. Благо сегодня для этого имеются все возможности, существуют записи спектаклей. Конечно, лучше смотреть действие на сцене в реальном времени, находясь в театре, но и при просмотре в интернете можно получить представление о сценографическом решении спектакля.
Также необходимо знать обо всех современных материалах.
– Востребованы ли сегодня традиционные материалы для создания декораций – фанера, ткани и так далее?
– Все это никуда не ушло, их используют там, где это оправданно, но в то же время появилось много новых высокотехнологичных материалов. Например, сегодня принято отказываться от тяжелых конструкций. Громоздкость уже не смотрится. Для того чтобы декорации были легкими, используют алюминий, и с ним надо учиться работать.
Кроме того, сценографическое решение зависит от видеоарта, световой концепции – декорация должна воспринимать свет, это одно из главных условий успешности спектакля.
– Пользуется ли сценограф компьютерными программами?
– Это очень важный инструмент в работе. Программы помогают создать 3D-модель декорации. Однако никакие программы не будут работать без мозговой атаки, творческого видения художника-постановщика. Поэтому, как и раньше, работа над декорацией начинается с осмысления, с карандашных набросков.
Только после того, как у нас сформировалась идейная основа и появились наброски, мы подключаем компьютерные программы. Они дают возможность смоделировать декорацию с учетом светового решения и находящихся на сцене актеров.
– В современных спектаклях зритель часто видит на сцене минимум декораций, почему?
– Все зависит от финансирования: нужно подстраиваться под бюджет, иногда очень ограниченный. С одной стороны, такая ситуация позволяет сценографу проявить изобретательность, с другой – снижает зрелищность. Поэтому лично мне ближе представительные декорации, ведь они повышают визуальный эффект и помогают создать атмосферу.
– Наряду с постановками в драматическом театре вы работаете над спектаклями в театре оперы и балета. Расскажите о вашей работе над музыкальными спектаклями.
– За время моей деятельности мне не раз приходилось работать в качестве сценографа над оперными спектаклями. Но недавно, точнее во время пандемии, мне поступило предложение от КазНТОБ имени Абая принять участие в работе над балетом «Корсар». Так получилось, что в связи с карантинными ограничениями к нам не смог приехать художник-сценограф из Италии Вильям Орланди. Тем не менее он создал эскизы декораций, и мне предстояло воплотить их в жизнь. Орланди сделал все профессионально, работать было очень интересно.
Итальянский коллега все детально продумал. Однако некоторые вещи я дорабатывал с учетом нюансов сцены нашего оперного театра. Работа оказалась плодотворной, и мне предложили принять участие в постановке «Спартака», других спектаклей, так и сотрудничаем.
– В чем разница между работой над драматической постановкой и сценографическим решением оперных и балетных спектаклей?
– В драме главное – психологизм, в опере и балете – зрелищность. Но и в том, и в другом случае многое зависит от действующих лиц, ведь сама по себе декорация остается просто декорацией, оживляют ее артисты: создание спектакля – это коллективная работа.
– Какими качествами должен обладать художник-постановщик?
– Важно иметь художественные способности, уметь образно мыслить. Одновременно с этим необходимо быть открытым всему новому, не бояться учиться. Скажу по своему опыту, что с каждым новым спектаклем вне зависимости от стажа ты осваиваешь что-то новое – к примеру, новый вид сварки. Важно впитывать все современное, что есть в нашем деле, любить свою профессию, тогда будет результат.
Статья опубликована в №152, от 22.12.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Жизнь в декорациях".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!