В младенчестве остался без матери. Учился в медресе. Из-за болезни прервав учебу в духовной мусульманской школе «Расулия» в Троицке, стал обучать детей в ауле. Позже работал секретарем в редакции первого казахского журнала «Айкап», где были опубликованы его дебютные очерки, занимался поэзией.
Поэт активно сотрудничал с прессой того времени, его статьи-размышления об устном народном творчестве, певцах и жырши, славящих историческое прошлое казахского народа, печатались в алаш-ординской газете «Сары-Арка», в журнале «Айкап» и др. Он призывал изучать песенное и поэтическое творчество народа. В журнале «Айкап» была опубликована его большая статья «Песня и ее исполнители», в которой поэт подчеркивал просветительскую миссию певцов и жырши, выступающих среди широких масс. Султанмахмут Торайгыров писал: «Я замечаю, казахи – музыкальный народ, они самозабвенно любят песню... Стоит кому-нибудь взять в руки домбру и запеть песню, как со всех сторон – с низовья и верховья, от восьмилетнего мальчишки до восьмидесятилетнего старца – собираются люди послушать певца... И подолгу потом его не отпускают... Если угаснет песня, осиротеет литература... Песня – душа народа, без песни нет народа, нет жизни... Храните, берегите, любите песню». Он советовал муллам при обучении детей прививать им любовь к музыке.
Получивший мусульманское образование, Торайгыров активно изучал науки, русский язык, читал классиков русской литературы и даже марксизмаленинизма. После революции приехал в Семипалатинск, общался с алашординцами, писал о них в своих стихах, работал председателем Шидертинского ревкома. В связи с этим вспоминаются слова академика, литературоведа Мухамеджана Каратаева (1910– 1995), который в своих воспоминаниях «Орлиное перо», посвященных Беимбету Майлину, писал: «В 1931 году как-то разгорелась странная дискуссия. Таких дискуссий вспыхивало тогда немало. Зал нашего института (КазПИ) был переполнен. Рахимжан Жаманкулов (1898–1938, педагог и журналист, был репрессирован) делал доклад о творчестве Султанмахмута Торайгырова. Двух мнений о том, что он одареннейший после Абая поэт, не было. Но вот беда: не знали, кто он – революционер или певец мелкой буржуазии и даже байства? Много было выступающих, но так и не решили этого кардинального вопроса…».
Основной задачей творчества Торайгыров определил отражение общественной жизни своего времени со всеми ее противоречивыми процессами. С одной стороны, безжалостно показывал образы жестоких правителей и баев, обнажая их отрицательные человеческие качества по отношению к простому народу, призывая людей бороться против угнетателей, не мириться с рабской жизнью. С другой стороны, призывал народ к знанию, которое раскрепощало, активизировало и открывало путь к свободной жизни. «Хочу быть солнцем, которое рассеяло бы тьму над головой моего народа», – писал Султанмахмут Торайгыров.
Стихи его социально-насыщенные, это поэт-трибун, сравнимый с Касымом Аманжоловым. Он открыто обличает невежество, выступает против законов ислама, призывает ценить творчество талантливых поэтов, как, например, Шакарима Кудайбердыулы, которому посвятил стихотворение; призывает к равенству и дружбе народов, не разделяя их по религиозным убеждениям или национальным признакам.
Лирика его разнообразна по жанру: политическая, любовная, пейзажная, в ней просматривается творческое освоение образцов пейзажной лирики Абая; в стихах дает идейную ориентацию молодым читателям – «Какова цель в учении», «Думы ученика», «Сердце молодое», «Клятва жизни», «Зачем я живу» и другие.
Его социально-философские работы «Заблудившаяся жизнь»/«Жизнь заблудившегося» (1918, издана в Казани в 2022 году) и «Бедняк» (1919) – первые казахские советские поэмы.
Первое крупное произведение – роман в стихах «Камар-Сулу» (1914) – создан автором частично в форме прозы и поэтического изложения. Вторая часть романа, повествующая о трагической любви Камар и Ахмета, написана в стихах. Основная тема – бесправное и униженное положение женщины в дореволюционной казахской степи, трагедия казахской девушки, ставшей жертвой бая. Героиня, именем которой назван роман, жертвует собой, выражая протест против насилия и жестокости баев, угнетателей народа. В произведении убедительно представлены остросатирические образы аульных воротил. Роман носит автобиографический характер. Второй роман «Кто виноват» (1916) также рисует бедственное положение простого народа, в котором виноваты богатый бай, волостной управитель и обманщик-мулла.
Султанмахмут Торайгыров прожил только начало творческого пути. У него были слабые легкие, известен исторический факт, что он приезжал по совету Мухтара Ауэзова на лечение в Чингисскую волость. Жил поэт в доме Санияза, сына Медеу, где его в течение зимы поили особо приготовленным кумысом и кормили кониной, ухаживала за ним внучка Абая Акыш/Аклима, которая вышла замуж за сына Медеу Оразбайулы, – с детства их сосватали по обоюдному сговору Абай и Оразбай (на их свадьбе летом 1917 года Мухтар Ауэзов поставил свою первую пьесу «Енлик-Кебек» в ауле Айгерим). Торайгыров жил там в период планирования строительства школы и давал советы Медеу, какой она должна быть. Позже поэт Султанмахмут напишет Акыш письмо со словами благодарности, в котором, в частности, говорилось о том, что она, не брезгуя ничем, отстирывала его одежду, ухаживала как за торе. Он желал ей счастья и выражал сожаление, что болезнь прогрессирует, и он не сможет выполнить свой долг перед народом. Беспощадный туберкулез перечеркнул его жизнь в 26 лет.
В 1965 году в селе Торайгыр Баянаульского района Павлодарской области был открыт Дом-музей Султанмахмута Торайгырова. Экспозиция из четырех разделов представляла документы, фотографии, личные вещи, литературоведческие издания о его творчестве, сведения о родных, близких и современниках поэта.
Его имя увековечено в литературе и музыке. В 1940 году поэт Касым Аманжолов посвятил ему балладу – «Сұлтанмахмұт туралы баллада» с трогательным сюжетом. В 1968 году режиссер Эмир Файк создал документальный фильм «Султанмахмут Торайгыров». Народный писатель Дихан Абилев написал романтрилогию «Мечта поэта» (1965), «Путь поэта» (1969), «У подножья Баянаула» (1975). Композитор Тимур Мынбаев сочинил реквием «Заблудившаяся жизнь» на слова поэта.
В 1940 году газета «Правда» писала: «Султанмахмут Торайгыров – замечательный писатель, писатель огромного ума, интереснейшей биографии». Короткая жизнь, но яркое талантливое творчество поставило его имя в один ряд с классиками казахской литературы.
Автор Фатима ОРАЗБЕКОВА, педагог-ветеран, член Союза журналистов РК
Статья опубликована в №137 от 16.11.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Хочу быть солнцем моего народа»