Правительство Казахстана утвердило Генеральный план города Алматы до 2040 года, сообщает Vecher.kz.
Эксперт по транспорту ТОО «НИИ «Алматыгенплан», разработчик Генерального плана Роман Барабанов рассказал о принципах создания транспортной инфраструктуры в рамках Генерального плана (транспортные связи).
«Новый Генеральный план города Алматы стал особенным благодаря тому, что уже на стадии разработки к процессу подключились горожане: они внесли около 1400 предложений, в том числе по разделу развития транспортной инфраструктуры. Мы, как авторы проекта, приняли их в работу и предусмотрели в документе меры для создания удобной транспортной системы, включая некоторые правила для строительства и специальные коридоры для общественного транспорта, чтобы людям было легче передвигаться и меньше ездить на автомобилях», – сказал он.
В целом новый Генеральный план базируется на принципе транзитно-ориентированного развития (ТОР), который направлен развитие территорий в зависимости от мощности коридоров общественного транспорта.
Реализация принципов ТОР в конкретных решениях
Для воплощения ТОР в реальности необходима организация коридоров магистрального общественного транспорта (БРТ, ЛРТ, метро) и создание выделенных полос в радиусе пешеходной доступности, а также подведение к этим коридорам сети пешеходной инфраструктуры, велодорог и велополос, систем проката велосипедов и электросамокатов.
Все это дает возможность обеспечить доступность общественного транспорта и значительно снизить потребность в перемещениях на частном автомобиле. Учитывая существующую и возрастающую в будущем плотность населения, а также формирование новых полицентров, возникает необходимость связать как уже сложившиеся, так и будущие места концентрации проживания и работы, а также активировать участки между ними.
В итоге это позволит на уровне города обеспечить связанность пяти полицентров посредством развитой улично-дорожной сети и организации скоростных видов общественного транспорта, и произвести то же самое на локальном уровне, но уже с большим акцентом на пешие и велоперемещения.
Роль транспортно-пересадочных узлов (ТПУ)
Метро, БРТ, ЛРТ (скоростной трамвай), а также выделенные полосы будут связаны между собой в определенных местах города транспортно-пересадочными узлами (ТПУ) городского и районного значения, на уровне локальных связей, к ним также по возможности будет подведена велоинфраструктура (велодорожки, велополосы), а на территории ТПУ созданы велопарковки для личных велосипедов и станции городского велопроката. Так естественным образом будет увеличена зона доступности ТПУ, привлекательность вело- и общественного транспорта.
Кроме этого, ТПУ позволят оптимизировать ряд маршрутов автобусов, таким образом появятся магистральные и подвозящие маршруты, при этом у магистральных получится уменьшить интервал движения за счет сокращения дистанции в пути. Отдельно стоит отметить, что полноценный ТПУ появится у вокзала Алматы-2. Это поможет сделать доступнее как станцию метро «Райымбек батыр», так и подвести маршруты пригородных автобусов прямо к вокзалу, где будет возможность уехать как электричке в г. Конаев, так и в другие города Казахстана, не будет необходимости делать крюк и идти от пересечения Райымбека – Суюнбая до пр. Абылай хана. У вокзала Алматы-1 будет доступна пересадка на метро, а сама продлеваемая линия будет также иметь стыковки с БРТ и ЛРТ.
Дополнительно прорабатывается возможность интеграции локальных ТПУ со станциями канатных дорог, чтобы снизить необходимость поездок в горные центры притяжения на автомобиле. На территории некоторых ТПУ также появятся отстойно-разворотные площадки с условиями для отдыха и пересменки водителей.
«Говоря об отдельных коридорах магистрального транспорта, можно отметить, что опыт БРТ на Тимирязева показал, у жителей за год стремительно изменяются транспортные предпочтения, а пассажиропоток может вырасти почти в два раза в случае наличия быстрого и предсказуемого общественного транспорта, которому практически не создает помех частный транспорт. Поэтому в Генплане заложено увеличение количества коридоров БРТ, в том числе их связь с коридорами метро и ЛРТ для обеспечения удобных пересадок», – уточнил эксперт.
Также добавил, что проект ЛРТ уже давно требуется в городе, в Алматы он будет представлять собой скоростной трамвай на проезжей части, где будет обособлен от остального потока транспорта. Помимо известной трассировки по ул. Толе би с выходом на мкр. Зердели и ТПУ в районе рынка «Барлык» на западе и северо-западе города, а также с выходом через пр. Райымбека на ТПУ «Восточные ворота» предложено также пропустить линию ЛРТ через уже сформированную зону застройки в мкр. Орбита, мкр. Алмагуль (с пробивкой ул. Торайгырова на восток до ул. Жарокова) и мкр. Казахфильм и через пересечение пробиваемых ул. Торайгырова и ул. Б. Момышулы связать этот район с микрорайонами по ул. Момышулы в результате будут образовано несколько связей с метро, БРТ и другими линиями ЛРТ, не говоря уже от ТПУ. В перспективе линия ЛРТ дойдет до новой станции (вокзала) Алматы-3, на северо-востоке линия ЛРТ будет доходить до территории аэропорта.
Ранее сообщалось, что принят Генеральный план Алматы до 2040 года.
Алматы поделят на пять полицентров.
Новые парки и скверы появятся в Алматы.
Как будет развиваться социальная инфраструктура в Алматы.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!