Работа над постановкой велась с лета, спектакль несколько раз переносили, и вот, наконец, состоялись премьерные показы.
Постановка рассказывает об установлении советской власти в Казахстане, только это не костюмированное воссоздание исторической эпохи, а ее переосмысление современным поколением. То, как молодежь видит прошлое своей страны. Сюжет кажется простым: в аул приезжают люди из большого города, начинают устанавливать свои порядки и встречают сопротивление. Конфликт заключается в противостоянии комиссара и Шахмардана – того самого, что оказывается в колодце… При этом действие разворачивается как бы одновременно в прошлом и настоящем. История переносит зрителей в 1928 год, и мы видим, что происходило тогда, и как это воспринимается сейчас, сегодняшним молодым поколением.
Иногда происходящее кажется полумистическим безумием и представляется каким-то сном. Только все это было на самом деле: раскулачивание, когда у людей отбирали скот и нажитое годами тяжкого труда имущество, а показанный в спектакле 1928 год – это только начало тяжелых лет, которые позже получили название «годы великого бедствия». Спектакль начинается в полной темноте, только актеры светят фонариками, погружая зрителей в атмосферу, когда наши предки ощущали голод, несправедливость, неизвестность, неуверенность в завтрашнем дне. Спектакль сложен не только в идейном плане, но и в техническом. Кажется, чтобы донести историю до зрителей, создатели постановки использовали все возможные средства: аудио-, видеоматериалы, живую музыку, субтитры на казахском и русском. Все это помогает не заблудиться в сложном повествовании, сделать спектакль цельным, а зрителям легче ориентироваться в происходящем на сцене.
Актеры Думан Нурсила, Бекарыс Серы, Изя Беркман и Айганым Рамазан постоянно взаимодействуют со зрителями, вовлекая их в происходящее. И это очень символично, ведь историческое прошлое страны отразилось на всех, кто живет здесь сегодня.
– Нам важно было не изобразить достоверно то время, а показать свое отношение к нему, переосмыслить что-то, – говорит Катя Дзвоник. – Именно поэтому после показов мы приглашаем зрителей к диалогу, чтобы вместе что-то обсудить, возможно, переосмыслить. Такой обмен мнениями способен влиять и на судьбу спектакля. Это проект, который может меняться в зависимости от нового восприятия.
Финал спектакля «Шахмардан выходит из колодца» по большому счету нельзя назвать оптимистичным. Наоборот, точка поставлена, кажется, на пике напряжения. На сцене трое обнаженных по пояс мужчин, обсыпанных красными блестками, замирают, сплетясь в нелепую фигуру, создав клубок противоречий и проблем, которые еще предстоит распутать, чтобы заново найти себя, свою идентичность. Однако это уже совсем другая история…
Статья опубликована в №145 от 05.12.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Погружение в историю»