Если раньше теоретическое 10% снижение или укрепление среднемесячного курса RUB/KZT приводило к увеличению импорта российских товаров на 2%, то сейчас показатель достиг 6,5%.
Качественное и количественное усиление позиций России как поставщика товаров для Казахстана привело к тому, что динамика курса RUB/KZT начала активно влиять на спрос казахстанских потребителей на российские товары. Об этом говорится в докладе советника Председателя Национального банка Олжаса Тулеуова, сообщает Vecher.kz.
Так с момента создания Таможенного союза чувствительность объема импорта товаров из России в Казахстан к изменению номинального курса RUB/KZT увеличилась в разы.
«Это стало заметно в 2014-2015 годах, когда в результате снижения номинального курса RUB/KZT на 40-50% c диапазона 4,5-5,1 до 2,3-2,6 тенге за рубль рост казахстанского спроса на относительно подешевевшие российские товары был очень резким и составил около 60-100% в реальном выражении», – полагает спикер.
По словам представителя Нацбанка, если в 2000-2009 годах теоретическое 10% снижение (укрепление) среднемесячного курса RUB/KZT приводило к увеличению импорта российских товаров на 2%, то в 2010-2020 годах данный показатель достиг 6,5%.
«Другими словами, до вступления в Таможенный союз снижение курса RUB/KZT на 0,5-0,6 тенге приводило к повышению среднемесячного спроса на российские товары в объеме, эквивалентном $20-24 млн. После вступления в Таможенный союз эта величина выросла до $65-78 млн», – отметил Олжас Тулеуов.
По его мнению, эти цифры в действительности могут быть выше, если еще учитывать долю так называемого «серого импорта».
«Еще раз вспомним ситуацию, которая произошла в 2014-2015 годах, когда рубль подешевел по отношению к тенге вдвое. Тогда, по данным МВД, количество ввезенных из России в Казахстан автомобилей выросло в 2,5 раза (с 95,9 тыс. в 2014 году до 239,8 тыс. в 2015 году), в то время как по официальной статистике отмечалось снижение импорта российских автомобилей на 44% (со 106,8 тыс. в 2014 году до 59,6 тыс. в 2015 году)», – обратил внимание на нестыковку цифр спикер.
При этом, продолжил представитель Нацбанка, стоимостная оценка всех зарегистрированных в 2014-2015 годах легковых автомобилей, ввезенных из России, составила около $3,4 млрд, тогда как, по официальной статистике, показатель был равен всего $1,8 млрд.
«Подобная разница, вероятнее всего, возникла из-за того, что данные официальной статистики включают преимущественно операции юридических лиц, которые оплачивались безналичным способом. Остальная часть, которая не была учтена таможенной статистикой, предположительно относится к физическим лицам и оплачивалась по большей части в наличной форме. Это в свою очередь подтверждалось повышением спроса на рубль на внутреннем валютном рынке», – заключил Олжас Тулеуов.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!