Во время международной выставки моды Central Asia Fashion Spring-2025, которая прошла в свой юбилейный 35-й сезон в Алматы, профессиональный имидж-стилист Мади Бакдаир рассказал корреспонденту Vecher.kz о векторах развития индустрии моды, трендах, а также о том, как влияют цвета и фасоны на психологию покупателя.
– Мади, насколько важен цвет при выборе одежды, и почему он оказывает такое сильное влияние на наше решение о покупке?
– Проведенные исследования и собранные статистические данные в области психологии потребителей показывают, что от 60 до 90% (в зависимости от источника) впечатлений и решений о покупке того или иного товара напрямую зависит от цвета. Уже давно доказано как психологами, так и физиками, что цвет оказывает воздействие на человека. Важно помнить, что эмоциональный фон во время покупки играет ключевую роль. Когда человек принимает решение что-нибудь купить, одним из самых сильных факторов пробуждающих в нас некие гормоны счастья, те же самые дофамины, эндорфины и так далее, становится цвет. Когда выбранный цвет попадает в точку, в такой момент происходят те самые «терапевтические» покупки.
– Более века назад в моду вошел черный цвет. Коко Шанель придумала маленькое черное платье, когда скорбела по погибшему возлюбленному. Тогда же вошло в моду выражение «Маленькое черное платье должно быть в гардеробе каждой женщины». Как современные стилисты воспринимают черный цвет – как символ универсальной классики, как данность истории или как нечто большее?
– Во времена так называемой «великой эмиграции» черный цвет считался цветом эмигрантов, был символом бедности, принадлежностью к «серой массе». По этой причине представители аристократии и высших слоев общества черный цвет в своем гардеробе не использовали.
Однако, как известно, в маркетинге существует четкий принцип: если хочешь революцию, совсем не обязательно изобретать колесо – достаточно вспомнить нечто хорошо забытое. Именно в этот момент черный цвет оказался как никогда уместен, заиграл новыми смыслами и произвел впечатление на многих.
Сегодня мы знаем об огромном списке плюсов черного цвета, его универсальности, практичности, сочетаемости с другими цветами. Практически нет ни одной природной физической внешности, которая не смотрелась бы хорошо в черном цвете.
В то время как на светских раутах, званых ужинах и других знаковых мероприятиях люди традиционно предпочитали белый, светло-серый, синий, розовый и пастельные оттенки, появление в черном было смелым, эффектным решением, демонстрирующим элегантность, принадлежность моде, новым веяниям.
Что же мы видим более чем через сто лет? Черный цвет — повсюду: в повседневной одежде, в деловом стиле, в вечернем гардеробе. На любом вечернем или коктейльном мероприятии около 93% гостей будут в черном. О каком личном бренде тут может идти речь? Сейчас, как сто лет назад, с помощью черного цвета невозможно выделиться, он перестал работать как инструмент самовыражения.
Второй канал влияния на умы потребителей, конечно же, психологический фактор – зависимость от черного цвета, доминирующего в гардеробе, диагностирует эмоциональную блокаду человека.
Человек, который патологически выбирает исключительно черную одежду, обувь и верхнюю одежду, оправдывая это универсальностью черного цвета, на самом деле подсознательно закрывается от мира, старается замаскироваться. Патологическая зависимость от черного цвета может быть признаком серьезной психологической проблемы, мешающей человеку быть счастливым.
– Модные нюдовые оттенки завоевывают популярность в современном обществе. Каково влияние их на гардероб, помогают ли они раскрепоститься в обществе?
– В любых изменениях — будь то макро- или микро-тренды — крайне важно учитывать уместность. Начиная с XVIII века, с эпохи ампир и грандиозных балов, пастельные переходы неизменно ассоциировались с аристократичностью, элегантностью, возвышенностью, одухотворенностью, чувственностью и чистотой помысла.
Аристократичная пастельная гамма помогает человеку, когда он уже находиться на вершине, сбалансирован внутри, владеет ситуацией, когда управляет своим капиталом и уверен в своем устойчивом, фундаментальном личном бренде. Однако на этапе активного самовыражения и завоевания внимания пастельная палитра — не самый эффективный инструмент.
– Мади, как вы думаете, почему пастельные оттенки в одежде начали приедаться?
– Как ни крути, большинство– 93% людей, относящихся к так называемой серой массе, находятся в поисках способов самовыражения. Им важно быть яркими, заметными, даже где-то вызывающе обособленным от своих конкурентов. Поэтому пастельная гамма в этом случае им, конечно, не поможет в гардеробе.
Семь процентов людей, которые находятся на вершине, прекрасно понимают, что для повседневного, делового и вечернего гардероба нет ничего лучше, чем пастельная гамма. Для них такие выводы – знак внутренней силы, зрелости и уверенности. Остальным же эти тона могут казаться пустыми, скучными, неэффективными, нерезультативными просто потому, что им еще рано успокаиваться, им предстоит продолжить путь самовыражения, чтобы проявить свою индивидуальность.
– По устоявшемуся мнению, яркие цвета традиционно ассоциируются с подростковой модой. Однако в последнее время наблюдается тенденция, когда люди старшего возраста включают в свой гардероб насыщенные оттенки. Насколько современное общество отходит от стереотипов и воспринимает данные цвета у себя в гардеробе?
– Ничего не изменилось, все также и остается. У людей закомплексованных ярко проявленный человек, живущий не по шаблону, часто воспринимается как «городской сумасшедший».
Человеку, страдающему некими запретами, установками и убеждениями, навязанными моделью коллективизации, легче всего оправдать свою серость тем, что яркость – это как бы несерьезно, слишком вызывающе и эпатажно, что-то недостойное и нескромное. Когда внутри отсутствует прочный стержень, человек склонен прибегать к оправданиям и убеждать себя, что скромность – это хорошо. На самом деле, за этим часто скрывается неуверенность и страх быть собой. Быть черно-сереньким – это безопасно, так делают все, а значит, я вне зоны риска, думают они.
Только современно мыслящие люди, сумевшие оставить модель коллективизации в прошлом, понимают: цвет – это всего лишь цвет. Это не диагноз психиатра и уж точно не патология. Цвет – инструмент, с помощью которого производишь впечатление, можешь быть заметным, можешь поднимать себе и другим настроение, строить эффективные коммуникации с окружающими людьми и чувствовать счастье каждый день. Поэтому, если кто-то считает, что яркость – это проявление сумасшествия, то им стоит серьезно задуматься о своих внутренних комплексах.
– Бывает, человек хочет выделиться стилем в одежде, но в итоге производит противоположное впечатление – выглядит так же, как и все, «инкубаторно». Как избежать этого?
– Это ловушка, в которую попадают многие, скажем так, недостаточно обученные и неосведомленные люди, те, у которых нет достаточного навыка стилизации себя и своего проявления с помощью внешних инструментов. Если человек не имеет личного стиля, не понимает, что это такое, не знаком со своей физиологией, со своей природной палитрой оттенков, типом и особенностями телосложения и слепо следует моде, то он попадает в эту самую ловушку.
Чтобы не опуститься до уровня серой массы, или не быть городским сумасшедшим, нужно соблюдать баланс. Если между модой и стилем в гардеробе будет 50х50 существовать индивидуальный стиль и модные тенденции, то вы будете выглядеть эффектно, интересно и никогда не сольетесь с общей массой.