Главным мегатрендом, который отражается на рынке труда, является цифровизация.
Согласно концепции развития высшего образования и науки в РК, которая реализуется в 2023–2029 годах, определено 19 целевых индикаторов и три направления в рамках данной работы. Из интересных пунктов стратегии можно отметить упор на развитие инфраструктуры и цифровой архитектуры высшего образования (сюда войдут проекты цифровых университетов и обеспечение доступа к мировым электронным библиотекам), доступность высшего и послевузовского образования, а также развитие системы непрерывного образования и внедрение концепции «обучение в течение всей жизни», включая расширение спектра краткосрочных курсов, привлечение Coursera for campus в Казахстан и реализацию междисциплинарных программам с ИТ. В целом, как отмечают в ведомстве, планируется внедрение единой информационной системы высшего образования.
– Мы хотим, чтобы наши университеты постепенно становились центрами Long Learning. Обучение в течение всей жизни – это очень серьезно в настоящее время. Мы хотим дать хорошие возможности для получения неформального образования нашим студентам, чтобы они могли через сертификаты компенсировать те навыки и знания, которые не додает основной курс, – отметил глава МНВО РК Саясат Нурбек, выступая на конференции PROFIT Education Day 2023 в Алматы.
Стоит отметить, что 654 курса программы Coursera планируется перевести на казахский язык. Уже сейчас 20 тысяч отечественных студентов имеют доступ к этому ресурсу. Будет также разработан национальный рейтинг вузов на основе данных (data-driven) и сформированы цифровые аналитические дашборды. Совместно с Google началась реализация пилотного проекта по внедрению курса по искусственному интеллекту. Уже получено 750 лицензий для 14 вузов и, если проект покажет себя хорошо, со следующего года этот курс станет обязательным. Также планируется открытие 50 цифровых лабораторий в вузах.
Что касается цифровой экосистемы, как отмечает profit.kz, это отдельный большой проект, в рамках которого будет реализовано несколько задач. Среди них – обмен данными за счет интеграции платформы со всеми LMS вузов, в том числе через API с государственными информационными системами и базами данных, формирование цифрового профиля студента и Student Life Track, цифровые инструменты, документы формы строгой отчетности, статистические данные, сервисы для оказания государственных услуг цифрового университета, управление данными с обеспечением всестороннего доступа в режиме реального времени для решений Data Driven, предиктивная аналитика, визуализация через дашборды, сервисы для Edtech, безопасное подключение цифровых решений частного сектора. В разработке модели цифрового университета участвуют два пилотных вуза, в том числе Satbayev University в Алматы.
– Среди преимуществ цифровой трансформации – интеграция с платформами школ и колледжей, продуктивные методы обучения, минимум барьеров для сотрудничества, привлекательный образовательный контент, обучение без отрыва от производства и индивидуальная траектория обучения. Цифровая трансформация позволяет снизить нагрузку на инфраструктуру вуза, повысить производительность труда, увеличить контингент студентов и сократить расходы за счет лучшего контроля качества образования, – поделилась заместитель директора Института автоматики и информационных технологий Satbayev University Жулдыз Кальпеева.
Марал Алишева, помощник ректора Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре РК, рассказала, как на практике реализуется принцип цифровизации образования. В академии используются симуляционные тренинги, внедряется проект e-Академия, планируется разработка виртуального 3D-симулятора с погружением участника в цифровую реальность (digital gamification).
О современных образовательных платформах и их влиянии на качество образования высказалась Гулиза Булекбаева, операционный директор DAR University. По ее словам, такие платформы, несомненно, несут положительное влияние и могут быть грамотно встроены в учебный процесс.
– Это доступное образование для всех, индивидуализация обучения, широкий спектр образовательных ресурсов и различные учебные инструменты, включая интерактивные. Платформы позволяют учиться в любое время и в любом месте, развивают самодисциплину, ставят четкие цели и позволяют оценивать результаты учащегося. Платформы трансформируют образование и улучшают его качество, повышая стандарты, а также помогают автоматизировать процесс обучения, обеспечивая успехи студентов, – отметила спикер.
Сегодня цифровые платформы и сервисы включены не только в «жизненный цикл» студента, но также помогают деятельности самого учебного заведения. Цифровая модель предполагает развитие новых продуктов, дополняющих и замещающих традиционное высшее образование, создание цифрового следа обучающегося, подключение внешних платформ, развитие сетевой и серверной инфраструктуры, формирование единой научной цифровой аналитической системы в помощь ученым, а также сбор и обработку данных для мониторинга и систем принятия решений.
Автор София ОРЛОВА
Статья опубликована в №139 от 21.11.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Уроки трансформации»