В мегаполисе на сегодняшний день переведено на газ более 800 единиц общественного транспорта.
В АГНКС № 6 ежедневно обслуживаются более 200 единиц общественного транспорта.
В развитых странах сжатый газ давно используется для общественного транспорта, теперь наша страна планирует переход на этот вид топлива. Главные преимущество и эффективность газа – он не загрязняет воздух.
Ранее сообщалось, что в Алматы образовались пробки на заправках после закрытия трех станций на ремонт. В настоящее время нет причин для беспокойства, проблема полностью решена. На сегодняшний день функционируют четыре газонаполнительные станции ТОО «КазТрансГаз Өнімдерi» дочерней организации АО «НК «QazaqGaz», способные удовлетворить потребности города. Запуск пятой станции ожидается в сентябре текущего года.
Также на сегодняшний день эксплуатируются пять АГНКС ТОО «АвтоГазАлматы» в мегаполисе. Станции обслуживают автобусы муниципальных (коммунальных) автобусных парков № 1, 2, 3, спецтехнику «Алматы Тазалық», автобусы ТОО «EcoBus», автобусы ТОО «АвтоТрансГаз», транспортные средства ТОО «ҚазТранГаз Өнімдері» и частные легковые автомобили. Общая производственная мощность станций составляет порядка 13 000 кубических метров компримированного природного газа в час.
Транспортировка товарного газа ведется через магистральные газопроводы внутри населенных пунктов в газораспределительной сети.
В самом начале газ поступает в приемный пункт, после чего проходит через осушительную систему, где его очищают – голубое топливо, поступая из магистральных труб, имеет лишние компоненты. Затем топливо отправляется на компрессор, где газ проходит четыре стадии сжатия – на первом этапе в 20 раз, второй – до 80, после – до 150 и в итоге до 200–250 раз. После сжатия он хранится в аккумуляторном блоке, объем которого составляет 80 литров или 6000 кубических метров.
Процесс заправки газом автобуса состоит из трех стадий – вначале газ подается при низком давлении, потом при среднем и высоком.
– Это объект повышенной опасности, вся система автоматизирована. У нас очень хорошая защита безопасности – на производственной зоне имеются датчики, которые реагируют на неполадки и неисправности в оборудовании. В зоне заправки и производства имеется противопожарное, пожаротушительное оборудование. На объекте мы работаем в четыре смены. Штат каждой смены состоит из инженера, кассира и оператора-заправщика. Оператор-заправщик непосредственно отвечает за заправку, кассир – за ведение кассового учета, а инженер следит за производственным отделом и отвечает за компрессорные установки и за весь производственный процесс, – рассказал о работе станции главный менеджер по производству Батырхан Танатов.
Председатель правления QazagGaz Санжар Жаркешов ознакомился с работой газонаполнительной станции № 6. Он вместе с сотрудниками заправочной компрессорной станции наблюдал, как заправляли автобусы сжатым газом.
По словам Санжара Жаркешова, QazagGaz занимается развитием газовой отрасли в стране. Они совместно с акиматами городов и районов работают над тем, чтобы перевести на газ общественный транспорт.
К слову, в Алматы совместно с администрацией города компанией уже решается вопрос по газификации общественного транспорта.
– На месте заправки газ сжимается в 200 раз, потом он используется как газомоторное топливо в первую очередь для городского автотранспорта, а также в перспективе для сельхозтехники. Это экономически рентабельно, в два раза дешевле, чем дизель. Мы понимаем, что ежегодно у дизеля большой спрос и использование компримированного газа решает проблему импортозамещения и снижения потребления. Мы проводим большую работу с акиматом города Алматы, а также с Алматинской областью по переводу городского транспорта на компримированное топливо. Благодаря поддержке акимата Алматы спрос на природный газ увеличился в четыре раза. В ближайшей перспективе мы собираемся строить две новых станции АГНКС, которые увеличат пропускную способность. Мы занимаемся не только переводом с дизеля на природный газ, но также реализуем экологические проекты для города. Мы понимаем, что улучшение экологии Алматы – одна из важнейших задач в стране. Совместно с акиматом мы прорабатываем вопросы перевода ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 с угля на газ, так что работа ведется, – подчеркнул спикер.
В свою очередь директор автобусного парка № 1 Ерлан Есенбаев уточнил, что 206 автобусов полностью перешли на газ.
– Раньше на заправках наши автобусы стояли по 5-6 часов в день, тем самым создавая неудобства для пассажиров. Это была очень большая проблема, так как мы не могли вовремя обслуживать пассажиров. Перейдя на газ, мы значительно уменьшили время заправки, а также сократили выбросы в атмосферу, – отметил директор.
Статья опубликована в №88, от 02.08.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Важнейшая задача".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!