Пока одни алматинцы ждут заветные квадратные метры жилья, другие протестуют против уплотняющей застройки.
О том, как решить проблему с дефицитом жилья в мегаполисе в условиях ограничения этажности и плотности застройки, «Вечёрке» рассказал председатель правления Союза строительной отрасли Казахстана, депутат городского маслихата Ералы Сауранбаев.
– Как застройщики Алматы планируют решать вопрос с плотностью застройки, этажностью и другими новыми требованиями, которые к ним предъявляются? Как добиться компромисса между жителями и застройщиками?
– Вопрос существующего конфликта по отдельным объектам между жителями Алматы и застройщиками сейчас уже обсуждается. При этом важно понимать, что сам конфликт носит отчасти искусственный характер. То есть в наличии имеется ограниченный состав участников, как правило, это не более пяти фамилий, которые яро выступают против строительства в информационном пространстве. При этом сложившаяся ситуация стала своего рода социальным шантажом, и активисты, и блогеры, участвующие в процессе, воспринимают ситуацию как бизнес или новую идеологию.
При этом в целом вопрос находится на контроле государства и сейчас осуществляется переоценка сложившейся ситуации. Мы в свою очередь говорим о важности поддержки строительного сектора и в целом людей труда. Конечно, по отдельным проектам существуют и реальные проблемы, но есть общемировая практика решения всех этих вопросов. Поэтому мы, к примеру, инициировали организацию экспертного совета при акиме Алматы с включением в него профессионалов в данной сфере: градостроителей, архитекторов, транспортников, экологов, общественников, представителей профессиональных сообществ, Союза строительной отрасли, бизнеса. На данной площадке можно формировать систему, обсуждать отдельные случаи и приходить к компромиссу. При этом очень важно в процессе обсуждения услышать голос профессионалов. Поскольку строительство – это капитальная инфраструктура, без которой невозможен рост и развитие города. В настоящее время для смягчения конфликта между отдельными активистами и застройщиками приносится в жертву будущее еще большего количества алматинцев, тех, которые ждут свои заветные метры, живут в аварийных домах, строители, оставшиеся без работы, бизнесмены. Соответственно, город недополучит налоги, семьи останутся без кормильцев, остановится развитие социальных и инфраструктурных объектов.
Так, к примеру, во многих городах часто используется политика компактного расселения, и формируются зоны без ограничения высотности. Высотки позволяют экономить на логистике и формируют доступность социальных объектов. Необходимо помнить и о том, что в мегаполисе очень большой процент аварийного жилья, и мы в сложившихся условиях ежедневно подвергаем риску проживающих в нем жителей. Ограничение строительства жилья в среднесрочной и долгосрочной перспективе может привести к росту социальной напряженности в обществе. Поэтому очень важно увеличить объем государственных вложений в инфраструктуру с помощью государственночастного партнерства (ГЧП), условных гарантий и так далее.
Мы считаем, что необходимо внести изменения в закон, позволяющий застройщикам осуществлять выкуп земельных участков под строительство школ и получать возмещение у государства сразу после сдачи объекта в эксплуатацию. Нужно разработать и утвердить новый механизм по ГЧП, по инвестициям в социальную инфраструктуру. Поручить местным исполнительным органам разработать и внести на утверждение изменения Генерального плана развития города. Предусмотреть Генплан с учетом экономической модели города. Отменить мораторий на ограничение застройки и дать возможность осуществлять строительство в рамках утвержденного Генплана города. Необходимо возобновить программу реновации жилищного фонда и закрепить механизм изъятия ветхого жилья, порядок и размеры компенсации. Усилить меры финансовой поддержки строительной отрасли, включая субсидирование ставки кредитования. Выделить из республиканского бюджета единовременный трансфер Алматы для решения накопленного дефицита по социальной, инфраструктурной и дорожной части в размере двух триллионов тенге. Обеспечить реализацию программы развития агломерации Алматы, включая строительство рельсового транспорта, соединяющего с мегаполисом города Иссык и Узынагаш. Внести изменения в Закон РК об особом статусе Алматы для возможности принятия местным исполнительным органом безотлагательных решений.
– На ваш взгляд, был ли обоснован запрет на продолжение строительства? Каковы ваши аргументы в пользу его возобновления?
– Нынешний запрет, конечно, даст смягчающий эффект на пару месяцев, но это не решение проблемы в целом. В любом случае этот объем вопросов будет возникать, особенно при их искусственном будировании. Поэтому запрет, по моему мнению, необоснованный и он только усиливает протестное настроение в обществе. Не стоит забывать, что строительная отрасль – это в первую очередь рабочие места и, как следствие, 3–5 триллионов тенге, находящихся в реальной экономике. Речь идет о мультипликативном эффекте, когда к работе строителя привязано еще 18 смежных профессий. Из вышеобозначенного объема мы уже потеряли 600 миллиардов тенге в прошлом году из-за запрета, когда уменьшился и поток инвестиций. Так что, возобновляя строительство, мы усилим экономику города.
– Как период с заморозкой строительства в мегаполисе переживают строительные компании, жители, которые ждут свои квартиры в новых домах?
– Здесь не стоит волноваться, потому что при любой ситуации дольщики получат свои квартиры. Единственное – в связи со сложившейся ситуацией будут сокращаться рабочие места и возрастет себестоимость строительства. Таким образом, ограничение предложения жилья приведет и к росту цен на него.
– В Казахстане, как известно, существует дефицит жилищного фонда, как его решить в условиях приостановки строительства?
– Нам необходима более либеральная, гибкая и коллаборативная политика в отношении застройки Казахстана и Алматы, в частности. При этом очень важно развивать регионы Казахстана, формировать привлекательность проживания в них, создавать агломерации и так далее.
– Жильцы, протестующие против ЖК, ссылаются на излишнюю нагрузку на инженерные сети и социальные объекты. Как планируется решать эти вопросы?
– В любом случае нам необходимо общими усилиями увеличивать объем социальной инфраструктуры. Обновить, расширить и усилить инженерные сети, на что уйдет немало времени. С этой целью, к примеру, можно изменить базовые требования к строительству школ. От застройщика сегодня требуют экономически сложную и нерентабельную школу с ограничением этажности и большим стадионом.
– На какие разрешительные документы застройщики опирались, когда планировалось строительство?
– Разрешительные документы у нас выдаются согласно законодательству, и они полностью легитимны. Так, к примеру, ряд застройщиков уже выиграли в Верховном суде РК. Теперь они пребывают в тупиковом состоянии – строить не могут, хотя имеют на то законные основания. По моему мнению, в сложившихся условиях необходимо учитывать интересы всего общества. Кроме того, без изменения градостроительной политики на уровне государства этот вопрос также не решится.
Ирина ТУЛИНОВА
Статья опубликована в №39 от 14.04.2022 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Запрет не решает проблему».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!