В прошлом году казахстанское искусство совершило прорыв в жанре мюзикла – в Алматы состоялась премьера «Джулии», а на экраны страны вышел фильм «Дос-Мукасан».
В настоящий момент картина доступна на «Кинопоиске» и у нее великолепные зрительские оценки – 8,2 балла из 10.
Сам сюжет представляет собой большой флешбэк Досыма Сулеева, изначального руководителя ансамбля «Дос-Мукасан». Фильм напоминает о трагедии 2010 года, когда в аварии на Кордайском перевале погиб Бахыт Жумадилов, солист «Дос-Мукасана», а Досым Сулеев, ехавший с ним, впал в кому. Камера делает наплыв на раскуроченный в аварии автомобиль, сидящего на пассажирском сидении Сулеева, и зрители перемещаются в 1965 год, год, когда все началось…
Нам показывают подготовку алматинских студентов политеха на летние работы в составе многонациональных студотрядов. Именно тогда четырем студентам политеха, развлекавшим ребят после трудового дня исполнением народных песен под гитару, венгерские и польские друзья дали название «Дос-Мукасан» по первым слогам их имен – Досым, Мурат, Камит и Саня (Александр). У ребят мгновенно заводится недоброжелатель – активист-комсомсолец, впоследствии двинувший вверх по партийной карьерной лестнице, в исполнении Абильмансура Серикова – звезды сериала «5:32».
Вернувшись в родной вуз, ребята не оставили музыкальную практику, и во время одной из репетиций преподаватель политеха фактически заставил будущих инженеров взять обязательство – принять участие в республиканском смотре художественной самодеятельности. Команда обрастает солистами, репертуаром, попутно преодолевая козни того самого активиста, приревновавшего Мурата Кусаинова, второго лидера ВИА, к студентке из института питания. К «Дос-Мукасану» присоединяется и Бахытжан Жумадилов, с которым они познакомились на летней эстраде Центрального парка культуры и отдыха имени Максима Горького, а потом еще и поучаствовали в драке с парковскими гопниками, обидевшими Муру.
Кинорежиссеру Айдыну Сахаману удалось описать эпоху 1960–70-х годов, не прибегая к набившей оскомину критике «тоталитаризма». Нет, это было время научных открытий и технологических прорывов, ключевым звеном этой эпохи стали советские инженеры. А поскольку на инженеров-то и учились наши знаменитости, в фильме очень часто возникает проблема выбора, когда на одной чаше весов оказываются музыка и группа, а на другой – долг и учеба. Саня Литвинов покидает коллектив, найдя вместо себя ударника, потому что декан его факультета поставил вопрос ребром. Бремя выбора между искусством и наукой раздирает и Досыма Сулеева, который он в конце концов делает, на долгие годы перестав общаться с Муратом Кусаиновым.
Главная идейная тема картины, фон, на котором разворачивается ткань повествования – это единство народов. Выражается эта идейная тематика через музыкальные образы, каковым, например, служит сцена свадебной церемонии под песню «Той жыры» с вплетением колоритных нот разных культур. Своего рода саспенсом этой темы стал эпизод, в котором у Муры в самый ответственный момент порвались струны на гитаре, и ему свой инструмент вручил лидер белорусской ВИА «Песняры».
Словом, у Айдына Сахамана и творческого коллектива получилось рассказать крепкую мелодичную историю о становлении талантов, преодолении препятствий и, самое главное, любви и дружбе, не скатившись при этом в пошлость отрицания нашего прошлого.
Статья опубликована в №45 от 08.04.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Просто о сложном".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!