Производственная тематика занимала одно из центральных мест в творчестве живописцев старшего поколения.
Рабочие заводов и сельские труженики часто становились героями произведений известных мастеров изобразительного искусства советского времени. Сегодня картины с волевыми образами напоминают современникам не только о знаменитых стройках и производствах XX века, но и о важности уважения к человеку труда.
О том, какие художники советского Казахстана создавали образы людей труда и обращаются ли к этой теме живописцы современности, мы поговорили с кандидатом искусствоведения, руководителем отдела «Изобразительное искусство Казахстана» ГМИ им. А. Кастеева Амиром Джадайбаевым.
– Когда художники Казахстана стали воспевать в своем творчестве людей труда? Что было характерно для этих произведений?
– Человек труда, будь то рабочий или колхозник, а также представитель новой интеллигенции, стал главным героем произведений искусства с первых советских лет. Каждый казахстанский художник как представитель советского искусства был обязан создавать портреты тружеников и писать так называемые производственные картины и пейзажи. Художники начали обращаться к этой теме в 1920–30-х годах. Можно сказать, что на такое творчество их мобилизовала страна. В соответствии с идеологией было важно создавать картины на тему первых пятилеток, писать героические образы строителей в то время новой страны – СССР. Это была агитация, призывающая к созданию национального пролетариата. Живопись стала наглядной агитацией, молодежь призывали ехать на крупные стройки, например, Турксиб.
Ш. Сариев «Чабан» (1969)
Образы первых представителей казахстанского пролетариата были созданы такими художниками, как Федор Болкоев, Николай Крутильников, а также командированными в республику живописцами Лидией Литвиненко, Юрием Зайцевым. Затем, в 40–50-х эту тему подхватили первые национальные профессиональные художники Абылхан Кастеев и Аубакир Исмаилов.
На всесоюзных и республиканских выставках, как правило, особый раздел отводился полотнам, изображающим героев социалистического труда и передовиков производства, простых чабанов, доярок, рыбаков и металлургов. Одна из первых картин, написанных Абылханом Кастеевым в 1950 году, получила название «Ковровщицы на джайлау».
К слову, еще с 30-х годов в Союзе художников КазССР существовала практика отправки его членов в творческие командировки – на предприятия и в колхозы республики. В результате этих поездок создавались сотни полотен, основными героями которых выступали простые труженики. Назову примеры таких работ: «Портрет металлурга Д. Макаева» (1951) Николая Крутильникова, «Чабан» (1956) Марии Лизогуб, «Рыбачка Сауле» (1962) Камиля Шаяхметова, «Девушки-чабаны» (1964) Али Джусупова.
– Как эволюционировало воплощение этой темы от первых пятилеток к периоду «оттепели»?
– Трактовки образа трудового человека в сталинское время и в эпоху так называемой «оттепели» отличались, причем значительно. В работах художников конца 50-х – начала 60-х годов появился особый интерес к человеческой индивидуальности, подчеркивалась неповторимость каждого героя. Характерными особенностями произведений советской живописи этого периода стали лаконизм, экспрессия и условность. Художники-шестидесятники по сравнению со своими предшественниками были субъективнее в авторских оценках, свободнее в стилевом разнообразии и выражении своих эмоций, передававшихся, как правило, посредством мажорной красочной палитры. Примерами этого стиля стали такие картины, как «Рыбачка» (1968) Леонида Леонтьева, «Портрет ткачихи Т. Епифанцевой» (1960) Сабура Мамбеева, «Чабан» (1969) Шаймардана Сариева.
М. Калимов «Железнодорожник» (1965)
– Что нового привнесли в эту тематику художники 70–80-х годов?
– В эти годы в советском изобразительном искусстве интерпретация и метод показа человека труда подверглись значительным изменениям. Это было обусловлено кризисным состоянием, которое переживала коммунистическая доктрина в этот период, превратившаяся в формальную, изжившую себя идеологическую систему. Конформизм и апатия, которыми было проникнуто все советское общество, находили свое выражение в усложнившемся методе художников, все шире применявших метафору и аллегорию в создании картин. Количество произведений, посвященных теме труда, значительно уменьшилось. Но в тех картинах, которые создавались в эти годы, авторы применяли более обобщенный условный пластический язык, концентрируя внимание при этом на характере человека, его психологическом состоянии.
Среди подобных произведений можно назвать такие работы, как «Портрет Тани Логиновой» (1974) Виктора Крылова, «Сборщица фруктов» (1971) Айши Галимбаевой, «Собрание бригады» (1972) Салихитдина Айтбаева, «Люди Боз Арала» (1972) Мухамедханафии Тельжанова, «Передовые рабочие АЗТМ» (1976) Мухита Калимова, «Табунщица» (1980) Уке Ажиева.
Н. Крутильников. «Портрет металлурга Д. Макаева» (1951)
– Обращаются ли к этой теме художники сегодня?
– По моему убеждению, это вечная тема. Образы созидателей, людей, которые талантом, руками и умом делают этот мир лучше и богаче, всегда будут вдохновлять живописцев. Художники и сами являются тружениками, несущими свет и красоту всем нам. Часто в современном казахстанском изобразительном искусстве тема труда находит свое воплощение не напрямую, а опосредованно, через показ самого процесса творчества. Сегодня как никогда ярко выявляются различия таких дефиниций, как созидание и потребление, подлинное и ложное, преходящее и временное. В искусстве как высшем акте творчества всегда будет звучать тема труда, извечного стремления человека сделать жизнь лучше и счастливее.
Статья опубликована в №15 -16, от 31.01.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Образы созидателей".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!