О процедурах банкротства и восстановления платежеспособности, порядке урегулирования просроченной задолженности по займам и микрокредитам на площадке Региональной службы коммуникаций рассказал директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев.
По его словам, одним из направлений Агентства по регулированию и развитию финансового рынка является обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг. Агентством реализуются надзорные процедуры для обеспечения защиты прав потребителей от злоупотреблений и недобросовестных практик со стороны финансовых организаций. Проводится углубленный анализ обращений граждан, организуются тематические и документальные проверки, принимаются меры надзорного реагирования для устранения выявленных нарушений.
«В 2023 году в Агентство рассмотрело свыше 59,4 тыс. обращений от граждан и юридических лиц. Анализ обращений показывает, что большинство нарушений прав потребителей финансовых услуг – это, непринятие кредиторами мер по урегулированию просроченной задолженности граждан: по банковским займам и микрокредитам (53% и 29%, соответственно). 19 % обращений – по другим субъектам финансового рынка», - сказал Александр Терентьев.
По выявленным нарушениям с начала 2023 года Агентство применило в отношении финансовых организаций 224 мер и вынесло 159 административных взысканий на сумму порядка 189,9 млн тенге.
По его словам, в целях защиты прав потребителей финансовых услуг с 1 октября 2021 года действует единый законодательный порядок урегулирования кредитными организациями задолженности неплатежеспособных заемщиков – физических лиц. Эксперт рассказал подробнее, что делать заемщикам, в случае возникновения просрочки по займам и микрокредитам.
С 1 октября 2021 года в Казахстане действует порядок урегулирования проблемной задолженности граждан, испытывающих затруднения в погашении кредита. Банки и микрофинансовые организации (МФО) обязаны его исполнять и рассматривать заявления должников на реструктуризацию их займов и микрокредитов.
«За 2022 год кредитными организациями рассмотрено 708,7 тыс. заявлений заемщиков, из которых одобрена реструктуризация 74,5% обратившимся – 527,8 тыс. заемщиков», - уточнил эксперт.
Также добавил, что по требованию Агентства по регулированию и развитию финансового рынка кредитные организации актуализировали внутренние нормативные документы, учитывающие обязательный порядок урегулирования просроченной задолженности по займам и микрокредитам. На официальных интернет-ресурсах, в социальных сетях и в мобильных приложениях банки и МФО размещают информацию о механизме урегулирования просроченной задолженности, а также открывают дополнительные горячие линии для консультации заемщиков по вопросам реструктуризации кредитов.