Как вернуть прежний облик здания акимата Алматы, рассказали известные архитекторы

Как вернуть прежний облик здания акимата Алматы, рассказали известные архитекторы Фото: Кайрат КОНУСПАЕВ

Как вернуть прежний облик здания акимата Алматы рассказали известные архитекторы.


В пострадавшем от огня городском акимате прошла встреча журналистов с известными архитекторами, которые высказали свое мнение по его восстановлению. Функции гида на объекте возложил на себя заместитель акима Алматы Мухит Азирбаев.


– К сожалению, огонь сделал свое нехорошее дело, и у нас есть проблемы, связанные с фасадом, куполом, и как бы нам не хотелось, не получится сохранить кое-какие элементы, – ввел нас в курс дела Мухит Азирбаев, – это обшивка инженерных проемов, потолков, элементов фасада. Вместе с тем сохранен вестибюль, его мы отреставрируем. То есть облик здания полностью сохраняется, меняется лишь облицовочный материал. Сейчас на объекте работают более трехсот человек.



Заместитель акима провел экскурсию по всем этажам здания и показал последствия пожара. В целом все шесть закопченных этажей мало чем отличаются друг от друга. Картина одна – пепелище, искореженный от теплового воздействия металл, рыхлые куски бетона угрожающе свисают с некогда монолитных потолков и стен.


– Мраморные лестницы, пол, колонны сохранены, потолок сгорел, местами закоптился. Его мы вернем, есть специальные панели. Все, кто у нас был, знают, что на шестом этаже три зала для заседаний, все фотографии, картины, декоративные элементы там тоже восстановим, – заверил замакима.


Едва мы переступили порог большого, так называемого четвертого зала на втором этаже, как услышали предостережение далеко не заходить, потому что кое-где еще сверху падают плитки.


– Здесь горело, как в печке, – говорит Мухит Азирбаев. – Были деревянные полы, очень красивые деревянные кресла. В этом зале окон нет и, естественно, весь жар и огонь устремились наверх. К сожалению, металлоконструкцию мы тоже потеряли. КазНИСА дал заключение – полностью демонтировать металл. В остальных помещениях благодаря окнам огонь вырывался наружу, а здесь, как в закрытом котле.


Долго мы тут не задержались и вскоре увидели небольшой уцелевший участок паркета.


– Паркет был посажен на бетонную стяжку, поскольку нет эффекта поддува, как в самоваре, то пол сохранился, – объяснил Мухит Азирбаев. – А вот где были бетонные тумбы, сверху стояли лаги и уже на них был установлен паркет, там он, естественно, сгорел, сохранился лишь на стяжках и это единственный кусочек, где мы видим старый пол.


Кабинеты на всех этажах практически выгорели. В одном из них мы подошли к окну.


– Здесь у нас стояли фанкойлы «зима-лето», и даже по фасаду видно, как бушевал огонь. Где-то упали стеклопакеты, где-то лопнули, железные рамки вздыбились, деформировались. Простеночки между окнами от большой температуры тоже прогорели, – сказал Мухит Азирбаев.


Ситуация в принципе везде одинаковая, но на шестом этаже еще стоит устойчивый запах гари. Покинув здание, мы вплотную подошли к фасаду.


– Вот они наши пилоны, простеночки, мы тестировали их, в разных местах вскрывали. Видите, даже сама структура материала, который использовали почти 50 лет назад, пришла в рыхлое состояние, до того была высокая температура. То есть внутри бетон, который был монолитом, раздробился, отчего фасад начал падать, сыпаться, – пояснил Мухит Азирбаев. А еще нам показали новый облицовочный материал.


– Таким мрамором будет покрыт фасад. Это российский камень с Коелгинского месторождения. У нас, к сожалению, мы такого не нашли, – сказал замакима.


Он напомнил, что на фасаде есть два материала – мрамор и ракушечник. Центральный блок был в мраморе, а два по краям, с востока и запада, – в ракушечнике.


– Вы увидели, что работы очень много, сроки сжатые, задача поставлена. Подрядчик у нас очень серьезный, опытный – алматинская компания. Всю работу мы выполним. Если будут какие-то пожелания специалистов, конечно, постараемся их учесть, – сказал в завершение встречи Мухит Азирбаев.



Ералы ШОКПАРОВ, управляющий директор по производству АО «КазНИСА»:


– Мы занимаемся обследованием здания после ЧС. В данный момент специалисты принимают решение, как лучше его восстановить. Предварительные рекомендации уже даны, подрядная организация работает в этом направлении.


В результате пожара здание сильно пострадало, но обнаружились огрехи, которые были допущены еще при строительстве. В основном от пожара повреждены железобетонные конструкции – это флигели несущие и ненесущие.


Замене подлежит фасад, потому что проемы для окон подвержены огневому воздействию, нарушено сцепление между раствором и самой отделкой. Если это все оставить в таком виде, то оно со временем может упасть, что недопустимо с точки зрения безо­пасности. По сейсмоусилению предварительно мы дали рекомендации, на днях выдадим окончательное заключение. То есть мы приводим здание в первоначальный вид с учетом сейсмостойкости в соответствии с действующими нормами.


Что касается фасада, то если мы его начнем менять частично, то новый материал будет отличаться. К тому же прежний на фасаде был подвержен огню и теперь его сцепление более рыхлое.



Габит САДЫРБАЕВ, заслуженный архитектор Казахстана:


– Сейчас идет очистка сгоревших элементов, надо снять конструкции окон и дверей, всю плитку, которая отлетела по фасаду и внутри здания, восстановить в соответствии с проектом перегородки, диафрагмы.


При этом, на мой взгляд, фасад должен быть восстановлен «один к одному» с сохранением авторского права Калдыбая Жумагалиевича Монтахаева, нашего покойного друга и коллеги. Внутри здания надо восстановить по чертежам и фотографиям авторские интерьеры художников, созданные отдельным дополнительным проектом.


Еще здесь нужно произвести реконструкцию прилегающей площади, благоустроить и посмотреть дендрологию, кое-какие деревья обновить, заодно реконструировать фонтаны и другую инфраструктуру.


В целом заново делать ничего не нужно, а восстанавливать эту архитектуру.



Жанат АЙТЛЕУ, начальник мастерской научных исследований и разработок проектного института «Алматыгенплан»:


– Все, кто сегодня собрались – опытные специалисты, знают всю технологию проектирования, строительства, реконструкции. Они делятся своим мнением по поводу реконструкции здания, как это все должно выглядеть.


Мы все видим, насколько сильно оно пострадало. Его нужно восстанавливать и приводить в первоначальное состояние, а для этого его необходимо реконструировать. Очень сильно пострадали как внутренние, так и наружные облицовочные материалы, их надо заменить и вернуть объекту прежний облик.



Сайран ФАЗЫЛОВ, заслуженный архитектор Казахстана:


– Это здание строилось в 70-е годы прошлого века. С тех пор нормативная база по проектированному строительству полностью поменялась и усиление не производилось, а капремонт проводился лет восемь назад. Сгорело оно не только снаружи, но и внутри, сами видели – страшное дело. При пожаре воздействию огня подвергся железобетон, металлические конструкции повреждены. Необходимо делать усиление и восстановить фасад. В этом плане наша позиция совпадает с видением замакима Мухита Азирбаева.


Такое же заключение сделал КазНИСА. Поэтому будем помогать и поддерживать.



Любовь НЫСАНБАЕВА, президент Союза градостроителей Казахстана:


– Будет правильно, если облик городского акимата полностью восстановят, поскольку оно – сердцевина, ядро центральной оси всего архитектурного ансамбля площади Республики.


Команды, которые здесь работают, думаю, справятся со всеми возложенными на них обязанностями. По моему мнению, не стоит выдумывать ничего нового, здание надо восстановить, сделать таким, какое оно было до пожара. Поддерживаю, правильно все.


Статья опубликована в  №6, от 25.01.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Один к одному".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

18:20

18:15

18:01

17:46

17:32

17:26

17:19

17:16

16:52

16:46

16:25

15:58

15:36

15:25

14:58

14:31

14:07

13:40

13:18

12:55

12:32

12:07

11:43

11:19

11:08