На актуальные вопросы жителей Алматы ответили в акимате города, сообщает Vecher.kz.
1. Кто имеет право на получение услуги «Инватакси»?
Социальная услуга «Инватакси» предназначена для транспортной перевозки лиц с инвалидностью и детей с инвалидностью, у которых имеются затруднения в передвижении (в том числе использование кресла-коляски), нарушения зрения, а также расстройства аутистического спектра (РАС).
Услуга предоставляется для поездок к социально значимым объектам, включая учреждения:
· здравоохранения;
· образования;
· социальной защиты;
· органы местного самоуправления;
· правоохранительные структуры.
Согласно Правилам оказания услуг по перевозке лиц с инвалидностью автомобильным транспортом (приказ и.о. Министра транспорта и коммуникаций РК от 1 ноября 2013 года № 859), на услугу имеют право следующие категории:
· лица с инвалидностью, передвигающиеся на кресле-коляске;
· дети с инвалидностью с нарушением опорно-двигательного аппарата;
· лица с инвалидностью с нарушениями зрения;
· дети с инвалидностью с нарушениями зрения;
· дети с инвалидностью с диагнозом РАС (аутизм).
В первоочередном порядке услуга предоставляется:
· работающим и обучающимся лицам с инвалидностью - в соответствии с графиком работы или учебы. Всем остальным категориям - по мере поступления заявок.
Для оформления услуги необходимо:
1. Обратиться в отдел занятости и социальных программ акимата по месту регистрации;
2. Предоставить следующие документы:
· заявление (в произвольной форме);
· копия удостоверения личности;
· заключение ВКК (форма 026/у);
· копия справки об инвалидности (форма по приложению 13 к Правилам медико-социальной экспертизы).
Дополнительно копии вышеуказанных документов передаются в отделение Транспортного холдинга, действующее при акиматах, для оформления карты «Онай», необходимой для пользования услугой.
Порядок подачи заявки на поездку:
· Заявка на «Инватакси» подаётся за сутки до предполагаемой поездки по телефону;
· Необходимо указать точное время и адрес отправления и прибытия.
2. Как получить пособие по безработице?
В соответствии с пунктом 1 статьи 113 Социального кодекса Республики Казахстан, право на получение социальной выплаты по случаю потери работы имеют лица, которые одновременно соответствуют следующим условиям:
1. Зарегистрированы в системе обязательного социального страхования;
2. За них ранее производились социальные отчисления;
3. Имеют официальный статус безработного (пункт 3 статьи 114 Социального кодекса РК).
Социальная выплата осуществляется из Государственного фонда социального страхования (ГФСС) и составляет до 45% от утраченного дохода, но не превышает установленные законом нормативы.
Как получить статус безработного:
Статус безработного присваивается через:
· порталы Enbek.kz и Egov.kz;
· мобильное приложение Egov mobile;
· Центры трудовой мобильности (например, в г. Алматы: пр. Достык, 85, тел. 8 (727) 310 47 82, сайт: http://ctm-almaty.kz).
Как подать заявление на пособие:
Заявление на получение пособия может быть подано:
· через Центр трудовой мобильности;
· в ЦОН (при наличии подтверждённого статуса безработного);
· через электронную биржу труда Enbek.kz;
· через портал Egov.kz;
· через мобильное приложение Egov mobile.
Срок подачи заявления - не позднее 12 месяцев с момента потери работы.
Сроки выплаты в зависимости от стажа социальных отчислений:
· от 6 до 12 месяцев - выплата 1 месяц;
· от 12 до 24 месяцев - 2 месяца;
· от 24 до 36 месяцев - 3 месяца;
· от 36 до 48 месяцев - 4 месяца;
· от 48 до 60 месяцев - 5 месяцев;
· более 60 месяцев - 6 месяцев.
Из выплачиваемой суммы удерживаются обязательные пенсионные взносы в размере 10%, которые перечисляются в ЕНПФ.
Основания для прекращения выплаты пособия:
1. Смерть получателя (выплата осуществляется включительно по месяц смерти);
2. Представление недостоверной информации;
3. Подача заявления на прекращение выплат со стороны получателя;
4. Снятие с учета в качестве безработного;
5. Прекращение гражданства Республики Казахстан.
Таким образом, для получения пособия необходимо иметь подтвержденный страховой стаж, зарегистрироваться как безработный и своевременно подать заявление через доступные каналы.
3. Что необходимо для получения гранта на развитие бизнеса до 5 млн тенге?
Управление предпринимательства и инвестиций города Алматы в рамках реализации мер государственной поддержки, проводит конкурс на предоставление безвозмездных грантов в размере до 5 млн тенге субъектам социального предпринимательства, а также субъектам малого и среднего предпринимательства, признанным финалистами программы «Одно село – один продукт» (ОСОП).
Конкурс проводится не менее одного раза в год при наличии бюджетных средств. Финансирование предоставляется на конкурсной основе.
Категории получателей:
1. Субъекты социального предпринимательства – индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением субъектов крупного предпринимательства), включенные в реестр субъектов социального предпринимательства.
2. Финалисты программы ОСОП – участники проекта «Одно село – один продукт», направленного на разработку, производство и продвижение продукции из местного сырья, ориентированной на развитие сельских территорий.
Порядок получения гранта:
1. Включение в реестр социального предпринимательства для получения статуса субъекта социального предпринимательства необходимо представить документы в соответствии с Правилами ведения реестра субъектов социального предпринимательства, утвержденными Приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 июля 2023 года №140.
Прием документов осуществляется ежеквартально с 1 по 15 число месяца.
2. Участие в конкурсе
Допуск к участию в конкурсе возможен только после прохождения установленной процедуры отбора и при условии наличия бюджетных ассигнований.
Контактная информация:
· Адрес: г. Алматы, ул. Байзакова, 303, кабинет 302
· Телефон: +7 (727) 390-20-69
По вопросам, связанным с подачей документов и участием в конкурсе, заинтересованным лицам рекомендуется обращаться непосредственно в Управление предпринимательства и инвестиций города Алматы.
4. Могут ли потребители самостоятельно устанавливать приборы учета?
В соответствии с Пунктом 4 Правил выбора, монтажа и эксплуатации приборов учета воды в системах водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 августа 2015 года №621 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 сентября 2015 года № 12111), все работы, связанные с оборудованием узлов учета, включая проектирование, демонтаж, монтаж (как первичную, так и повторную установку), должны выполняться организациями, имеющими разрешение в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях».
Установку, замену и поверку приборов учета могут выполнять исключительно лицензированные компании, обладающие необходимыми разрешительными документами и сертификатами, в строгом соответствии с действующими нормативами и требованиями законодательства.
Самовольная установка приборов учета потребителями не допускается. Использование приборов, установленных без привлечения уполномоченной организации, может повлечь за собой признание учета недействительным, а также возникновение правовых и финансовых последствий.
Перечень аккредитованных организаций, осуществляющих установку, замену и поверку приборов учета холодной воды, размещен на официальном сайте ГКП «Алматы Су» в разделе «Потребителям - Все о счетчиках»:(https://almatysu.kz/?page_id=542&lang=ru).
5. Где можно бесплатно пройти обследование на туберкулёз, ВИЧ и онкологические заболевания?
В соответствии с приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 октября 2020 года №ҚР ДСМ-174/2020 (в редакции от 16 августа 2024 года №62) «Об утверждении целевых групп лиц, подлежащих скрининговым исследованиям, а также правил, объема и периодичности проведения данных исследований», установлены возрастные и социальные группы населения, подлежащие плановым скрининговым обследованиям.
Обследования на туберкулёз, ВИЧ и онкологические заболевания проводятся бесплатно в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) в государственных поликлиниках по месту прикрепления.
Для прохождения обследования гражданину необходимо:
· обратиться в поликлинику по месту прикрепления;
· получить направление на скрининговое обследование;
· пройти диагностику в профильных кабинетах, действующих при поликлинике.
Скрининговые обследования включают в себя:
· флюорографию (для выявления туберкулёза);
· экспресс-тестирование на ВИЧ;
· исследования, направленные на раннее выявление онкологических заболеваний (в зависимости от возраста и пола пациента).
Таким образом, все прикрепленные к государственной поликлинике лица, входящие в целевые группы, имеют право на бесплатное прохождение скрининга по установленным нормативам.