Железнодорожная инфраструктура РК оказалась не готова к резкому увеличению поставок за рубеж.
Отложенный спрос на казахстанскую пшеницу в странах Средней Азии, прежде всего в Узбекистане, возник из-за ограничений на экспорт зерна из Казахстана, которые вводились весной и летом. Как только квотирование было отменено, экспортеры страны постарались максимально быстро удовлетворить ранние заявки своих партнеров. Однако железнодорожная инфраструктура Казахстана оказалась не готова к резкому увеличению поставок за рубеж, сообщает Vecher.kz со ссылкой на Еldala.kz.
Ажиотажный спрос на зерновозы и услуги железнодорожников также привел и резкому росту стоимости перевозок.
Эту тему на форуме Asia Grain&Oil 2022 подробно обсудили Канат Кобесов, председатель правления национальной ассоциации экспортеров KazGrain, и Сергей Мосолкин, первый вице-президент «Астык Транс» – компании, управляющей основным парком зерновозов в Казахстане.
Канат Кобесов высказал позицию экспортеров зерна – сейчас расходы на перевозку непомерно выросли, практически удвоившись с лета:
«Еще в июне, июле, августе ставки за вагон были до 1 млн тенге, сейчас – под 2 млн. Это что за «золотая» перевозка такая? Как она формируется?»
При этом даже по выросшим расценкам получить вагоны очень тяжело – зерновозов нет в наличии. Трейдерам приходится идти на различные ухищрения, осваивая другие вид подвижного состава. В том числе, например, грузить зерно в полувагоны, укрывая его сверху брезентом.
«Экспортеры не от хорошей жизни обращаются к другим видам подвижного состава. Вот у меня партнер берет цементовозы на особых условиях и везет зерно в них. Казалось бы, это нонсенс, но приходится», – отметил Кобесов.
Объем перевозок на экспорт в этом году на 40% больше, чем в прошлом, пояснил Сергей Мосолкин. И даже при том, что парк вагонов в Казахстане не уменьшается, а только увеличивается, ритмичность отгрузок страдает именно по причине роста объемов.
«То есть парк зерновозов никуда не ушел – объемов больше стало, – пояснил Сергей Мосолкин. – Слава Богу, Казахстан получил большой урожай, и конъюнктура экспортного рынка сложилась так, что все хотят отгружаться сейчас – в Казахстане цены на зерно низке, в Узбекистане высокие. Поэтому все и предъявили объемы на экспорт. Хотят весь урожай вывезти за два месяца. Но это невозможно! Я сейчас говорю не только за «Астык Транс», я говорю за всех операторов вагонов».
По словам эксперта, нынешняя железнодорожная инфраструктура Казахстана позволяет вывозить до 1 млн тонн зерна в месяц. Исходя из этого и будут удовлетворены все заявки экспортеров. Но на это уйдет время.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!