Основным аргументом здесь становится общий дефицит поливной воды.
Из–за дефицита воды казахстанские эксперты говорят о необходимости поэтапного перехода на посевы менее влагозатратных культур, но при этом не менее востребованных, сообщает Vecher.kz со ссылкой на пресс–службу Минэкологии.
По словам специалистов, дефицит воды в Казахстане за последние два года стал более ощутим.
«Около половины объема воды формируется на территории республики. Остальная часть – это трансграничные воды, объемы которых обеспечиваются за счет международных договоров и переговоров. Вышеуказанные обе половины имеют в последнее время тенденцию к сокращению. Поэтому на первый план выдвигаются вопросы водосбережения с тем, чтобы обеспечить водой отрасли экономики и экологические нужды. Сейчас важно на основе лимитов воды сформировать состав сельхозкультур и их площадей», – считает президент Ассоциации водного хозяйства Казахстана Нурлан Атшабаров.
В числе предлагаемых государством мер по недопущению вододефицита в Казахстане – масштабная реконструкция оросительных сетей, цифровизация магистральных каналов, применение водосберегающих технологий полива, строительство новых водохранилищ и многое другое. Также рассматривается возможность постепенного сокращения посевов влаголюбивых культур на 29 тысяч га в течение 10 лет. Именно это предложение вызвало полемику в обществе.
По мнению аграриев, выращивающих рис в Алматинской области, сокращение посевов риса может привести к ухудшению почвенных характеристик земли.
«Рис – это промывная культура, ее вегетация происходит под слоем воды, в небольших горизонтальных чеках. Рис также не переносит соль, для чего вода в чеках из–за повышения уровня соли меняется несколько раз, поэтому за вегетацию на 1 га посевов риса тратится от 22 до 25 тысяч куб. м воды. Тогда как для выращивания кукурузы на зерно необходимо – 6 тысяч куб. м воды, многолетние травы – 8 тысяч куб. м, бахчи – 4 тысяч куб. м воды. Никто не собирается бросать эти земли, они будут «работать» на благо человека с применением других технологий полива, других менее влаголюбивых культур. Неверно также считать, что рис – единственная культура для выращивания на солонцовых землях. Это не так», – отметил Анатолий Рябцев.
По словам специалиста, обеспокоенность рисоводов неоправданна.
«Беспокойство фермеров можно было бы понять, если бы их обязали прекратить посевы риса, допустим, с этого года. Задача же стоит о постепенном, поэтапном сокращении посевов хлопка, риса, пшеницы на орошаемых землях, и это правильно. Политику по сокращению посевов влаголюбивых культур в нашей стране начали проводить с 2005 года. Основным аргументом здесь становится общий дефицит поливной воды, особенно под трансграничными водными источниками, реками Или и Сырдарья», – добавил он.
По его словам, по программе диверсификации посевных площадей водоемких культур до 2030 года по стране рис сокращается с 104 тысяч га до 75 тысяч га, то есть на 29 тысяч га. Это за 10 лет. Если в Балхашском районе сегодня под посевами риса занято 8,7 тысяч га, то нетрудно подсчитать. Ежегодно надо будет сокращать лишь по 300 га, и это вожможно. По его информации, в Алматинской области уже предоставлена структура посевных площадей на 2021 год, где уже предусмотрено сокращение посевов риса на 1 тысячу га.
«Вода является ограниченным ресурсом для страны, к ее использованию необходимо подходить рационально», – говорят эксперты.