Арам Ильич Хачатурян (1903–1978) – народный артист СССР, лауреат Ленинской и государственных премий, Герой Социалистического Труда, один из виднейших композиторов XX века, завоевавший широкое признание миллионов любителей музыки во всем мире. Музыка его узнаваема – вальс из лермонтовской драмы «Маскарад» (1940), «Танец с саблями» из балета «Гаянэ», фрагменты из балета «Спартак» – адажио Спартака и Фригии, танец Эгины; Вторая симфония, или «Симфония с колоколом», фортепианный и скрипичный концерты звучат на лучших концертных сценах мира. Араму Хачатуряну исполнилось 120 лет.
Шедевром среди советских балетных спектаклей второй половины XX века стало его произведение «Спартак». Замысел написать музыку к балету «Спартак» у композитора появился в начале войны. В статье «Наши творческие планы», опубликованной 29 декабря 1941 года в газете «Советское искусство», Арам Хачатурян, в частности, писал: «Спартак» задумывался мною как монументальное повествование о мощной лавине античного восстания рабов в защиту свободы человеческой личности, которому я, как советский художник, хотел отдать дань своего восхищения и глубокого уважения». Зимой 1954 года он закончил партитуру балета.
За музыку к этому спектаклю Хачатурян был удостоен Ленинской премии в 1959 году, и, конечно, свой голос за его кандидатуру подал и Мухтар Ауэзов, который, по словам Николая Тихонова, был незаменим в комитете по Ленинским и Государственным премиям, так как умел обосновывать значимость творчества кандидатов от литературы и искусства.
Первая постановка была осуществлена на сцене ГАТОБ имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр в Санкт-Петербурге) 27 декабря 1956 года балетмейстером Леонидом Якобсоном. 11 марта 1958 года Игорь Моисеев осуществил свою постановку на сцене Большого театра, прошедшую шесть раз. В 1962 году ленинградская постановка Леонида Якобсона была перенесена в Большой театр – 4 апреля состоялась премьера и выдержала 15 спектаклей.
Триумфальное шествие по миру балета «Спартак» началось с постановки Юрия Григоровича в 1968 году и продолжается по сей день. Специальный корреспондент «Нью-Йорк таймс» 19 июля 1969 года во время лондонских гастролей Большого театра писал: «Когда в прошлом году я увидел «Спартака» в Большом театре, я с некоторым испугом подумал, что это один из величайших балетов XX века. Этот балет потрясает, возвышает душу, это страстный гимн человеку-борцу».
В Алма-Ате «Спартак» был поставлен в 1974 году Заурбеком Райбаевым по редакции Григоровича. Танцевальная лексика главного балетмейстера СССР в основном была сохранена, что свидетельствовало о хорошей хореографической подготовке труппы ГАТОБ имени Абая. Премьера балета состоялась 21 апреля и до конца сезона спектакль прошел 10 раз. На завершающем этапе подготовки балета в Алма-Ату прилетел Арам Хачатурян, который давал последние указания и советы, присутствовал на генеральной репетиции и был горячо встречен зрителями на премьере. В тот вечер танцевали: Спартака – Рамазан Бапов (заслуженный артист КазССР, будущий и единственный народный артист СССР среди артистов балета республики), Красса, жестокого римского полководца – Эдуард Мальбеков, Фригию, любимую жену Спартака – Зарема Кастеева, коварную гетеру Эгину – Людмила Рудакова.
В 1974 году самая титулованная балерина Советского Союза Майя Плисецкая писала: «…Меня поразила в Бапове… широта танца, которая тесно переплеталась с молодым азартом, неуемной жаждой передать зрителю свои эмоции, свое понимание музыки, раскрыть трактовкой балетной партии собственное понимание героя…»
Сам Рамазан Бапов всегда признавался, что его любимые партии – героический «Спартак» и романтический Альбер в «Жизели».
Мне довелось посмотреть «Спартака» в 1970-х годах в ГАТОБ имени Абая. Состав исполнителей был такой же, как на премьере. Сохранились буклет и программка, к сожалению, не указана дата. Конечно, перед глазами была постановка Большого театра с выдающимися солистами, которую представил миллионам зрителей по миру фильм-балет «Спартак» (1975). Спектакль понравился, но мне показалось, что Спартака Бапов танцевал в более мягкой манере, не хватало мощности в образе и экспрессивности. Я смотрела его во многих балетах, в том числе и на премьерных спектаклях, на встречах со студентами в знаменитом «Обществе семи муз» при КазГУ имени С.М. Кирова. В последний раз видела на двадцатилетнем юбилее «Общества» в 1980 году, тогда и получила у него автограф.
Приезжал он и в Каратау в октябре 1980 года для участия в спектакле «Спартак». В этом городе проходили десятидневные гастроли ГАТОБ имени Абая. От имени дирекции театра мне дали пригласительные билеты на два балета – «Лебединое озеро» и «Жизель». Тогда в «Жизели» состоялся дебют молодой Майры Кадыровой, и я для себя открыла талантливую балерину с удлиненными пропорциями рук и ног, а также с хорошим подъемом стопы. К сожалению, мою статью об этом спектакле в областной газете не напечатали. Тогда ожидали приезда Бапова. Я не попала на балет «Спартак», но зато позже директор городского книжного магазина, где я регулярно оформляла книжно-иллюстративные выставки к юбилейным датам по культуре и искусству, просвещая эстетически местное население, где был вуз, техникум, училище и десять общеобразовательных школ, сообщил мне, что в магазин заходил Бапов с несколькими артистами. Они обратили внимание на выставку «Балет «Лебединое озеро», которую я специально оформила ко дням гастролей балетной труппы. Выставка была красивой и содержательной, но он, как специалист, обратил внимание, что там представлена цветная открытка – адажио Одетты и принца Зигфрида в исполнении Александра Годунова и блистательной Людмилы Семеняки (Большой театр). Бапов сделал замечание, почему фигурирует Годунов, который «предал» Родину и уехал в Америку. Директор магазина напугался, что могут быть неприятности, и попросил убрать выставку…
В июне 2014 года в ГТОБ Astana Opera состоялась премьера балета «Спартак» в новой редакции Григоровича. Постановку осуществил балетный мэтр со своими ассистентами. Ведущие партии на двух премьерных спектаклях исполнили Б. Адамжан, Д. Табылды, М. Басбаева, Т. Гатауов, А. Уразов, Г. Усина и А. Шайкенова. На премьере, прошедшей с большим успехом, присутствовал и Юрий Григорович. Через год астанчане достойно представили «Спартака» на гастролях в Италии, в Генуе, на сцене старинного театра «Карло Феличе».
Автор Фатима ОРАЗБЕКОВА
Статья опубликована в №101 от 24.08.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Казахстанский Спартак»