Километры почтальона: как журналисты провели один день в алматинском почтамте

Километры почтальона: как журналисты провели один день в алматинском почтамте Фото Кайрата КОНУСПАЕВА

Сегодня в фирменной желто-синей форме мне довелось разносить родную «Вечерочку» и разную корреспонденцию по адресатам. Возможность погрузиться в профессию почтальона журналистам предоставила Региональная служба коммуникаций Алматы совместно с АО «Казпочта».


Килограммы новостей


Ровно в 6:15 утра на участок обработки и доставки почты прибывает мешок с … нет, не подарками – письмами. Его сразу же в запечатанном виде отправляют на весы.


– У нас все строго контролируется. Буквально по граммам должен вес совпадать. Ни один конверт не может быть утерян, – рассказывает заместитель директора по производству филиала алматинского почтамта Надежда Забурина, указывая на массивные весы.


Далее все как по сценарию: опись, протокол, сдал-принял, разве что отпечатки пальцев не нужны.



– После сортировщики разбирают письма, газеты, журналы, квитанции, посылки и бандероли по доставочным участкам и передают все это почтальонам, – поясняет Надежда Дмитриевна.
Как ни странно, на этом сортировка не заканчивается, уже на своем рабочем столе почтальон сортирует вверенную ему гору корреспонденции по очередности маршрута своего участка и складывает в сумку все так, чтобы удобно было доставать. 


– Во всем должен быть порядок, чтобы не копаться перед каждым почтовым ящиком в поисках нужного конверта. Тем более, как правило, вес почтовой сумки со всем его содержимым достигает 10 килограммов, – говорит почтальон Абдулла Халиков, аккуратно формируя содержимое своего «портфеля». 



При превышении нормы веса остальная корреспонденция отправляется в опорные ящики, установленные вдоль участка по маршруту почтальона, где уже почтальон ее забирает и доставляет по адресам. Чтобы корреспонденция не помялась, от сортировочного центра до места доставки для транспортировки используется многооборотная тара жесткой конструкции.


Все собрано и «почтовые голуби» готовы разлететься по адресам. За каждым закреплен свой участок, который нужно обойти пешком и успеть как можно скорее доставить горожанам свежие газеты, долгожданные письма, заказные документы…


И если Гагарин, выходя на космодром, говорил: «Поехали!», то почтальонам больше подходит «Полетели!» Водрузив на плечо 10 килограммов новостей, я в полной готовности раздавать вести алматинцам.



Страж подъезда и цифровой квест


Обслуживать мне довелось четвертый учас­ток, раскинувшийся от улицы Панфилова до Кунаева и от Толе би до проспекта Абая. Как новичку мне вверили самый ближайший к отделению главпочтамта квадрат. Работать в паре выпала честь с одним из старожилов почтового дела Татьяной Гордиенко. На службе писем она уже около 20 лет и, как признается женщина, жизни своей не представляет без до боли знакомого маршрута.


– Наша работа – это постоянное движение. А как известно, движение – жизнь. Вы посмотрите, у нас на почте все такие стройные, подтянутые, без вредных привычек, – улыбается Татьяна Владимировна. – К тому же, это общение. Жители домов, которые мы много лет обслуживаем, нас уже знают, ждут, очень тепло встречают. Иногда даже на чай зовут, но не положено. Конечно, бывает и на грубиянов нарываемся, не без этого. Люди разные бывают и случаи тоже…


За теплой беседой и не заметили, как подошли к первому пункту назначения. Здесь нам нужно оставить письмо и пару свежих номеров «Вечерки» для ее подписчиков, но на пути встал неподкупный стражник, охраняющий доступ к подъезду – домофон. Номера нужных квартир в селекторе отозвались стойким молчанием – никого нет дома. Однако соседка пошла нам навстречу и отворила дверь, при этом уточнив, не пришло ли ей что-нибудь. В этом доме Татьяну Владимировну уже все знают, поэтому открывают двери без возражений, но не все бывают такими дружелюбными.



– О, домофоны – это наша боль! Бывает по десять минут стоишь перед дверью. Письма и извещения мы должны доставить до почтового ящика или отдать в руки, вот так в дверях просто не оставишь, – говорит почтальон.


На помощь к сотрудникам почтовой службы приходят работники КСК, от некоторых подъездов даже дают свои электронные ключи. Часто отзываются соседи. Однако все равно «домофонный нюанс» весьма усложняет процесс доставки, отнимая много времени.


Непросто приходится и тем, кто обслуживает частный сектор. Там основная проблема – это отсутствие почтовых ящиков и непривязанные собаки. Как рассказал Абдулла Халиков, на случай, если произойдет встреча с агрессивным животным, у почтальона имеется перцовый балончик.
А вот задача найти нужный номер дома порой становится настоящим квестом. Разобраться в сложносплетениях цифровых обозначений не помогают даже новые технологии.



На помощь к сотрудникам почтовой службы приходят работники КСК, от некоторых подъездов даже дают свои электронные ключи. Часто отзываются соседи. Однако все равно «домофонный нюанс» весьма усложняет процесс доставки, отнимая много времени.
Непросто приходится и тем, кто обслуживает частный сектор. Там основная проблема – это отсутствие почтовых ящиков и непривязанные собаки. Как рассказал Абдулла Халиков, на случай, если произойдет встреча с агрессивным животным, у почтальона имеется перцовый балончик.
А вот задача найти нужный номер дома порой становится настоящим квестом. Разобраться в сложносплетениях цифровых обозначений не помогают даже новые технологии.


В пятки ушла 


После нескольких часов променада по алматинским дворам сумка значительно похудела. Однако ноги гудят, как высоковольтные провода, пятки готовы рассыпаться, а правое плечо, кажется, даже немного покосилось. – Это с непривычки, со временем даже не замечаешь пройденного пути. Зато пешие прогулки полезны для здоровья, – подбад­ривает меня коллега по доставке.


Как оказалось, в день почтальон проходит от 10 до 16 километров, в план-задании у каждого не менее 50 адресов. Причем на свой маршрут он выходит и в жару, и холод, и снег, и дождь… 



– Бывает, промокнешь до ниточки, возвращаешься в отдел подсушить вещи, обувь, и снова в путь, – делится работник. К слову, именно обувь – самый расходный материал у почтальона. Даже самые крепкие ботинки и кроссовки не выдерживают ежедневных рабочих кроссов. Как рассказала замдиректора по производству филиала алматинского почтамта, штатные почтальоны обеспечиваются полным обмундированием, это зимняя и летняя форма, а на обувь сотрудникам выделяются деньги, и они сами приобретают ее в соответствии со своими требованиями и вкусовыми предпочтениями. Также предусмотрены и ежемесячные выплаты на проезд в общественном транспорте. Это особенно необходимо тем, кто брошен на отдаленные участки.


Возраст почтальонов в алматинском почтамте разный. Самому молодому – 19 лет: Қалау Мақсат пришел сюда на подработку, но говорит, что есть в этом деле особый шарм и, как знать, может быть, задержится здесь надолго. Самый старший «Печкин» Алматы – 63-летний Василий Слепцов. Выйдя на пенсию, он заскучал и решил заняться делом с пользой для себя и других.


– Тоскливо мне в четырех стенах от одного окна к другому гулять было. Теперь на свежем воздухе работаю, с людьми общаюсь, несу в дома долгожданные вести, – говорит Василий Георгиевич.




Письма счастья


Ведь действительно почтальон – как связующее звено между родными и близкими, раскиданными по разным городам и странам. По словам начальника службы доставки Татьяны Титовой, в Алматы приходят письма из разных уголков Земли. Самыми редкими бывают весточки из Австралии, Новой Зеландии, Африки…


– В среднем мы получаем более четырех тысяч писем в день, потому что наше отделение самое крупное. А после праздников и выходных бывает, что набирается около восьми тысяч писем. Несмотря на развитие технологий и социальных сетей, эпистолярный жанр не изжил себя. Почта будет работать всегда, – отмечает она.


В отделе работает 17 почтальонов, которые обслуживают соответствующее количество участков. На почту приходят работать люди разных профессий, ведь специальной подготовки в этой области нет. Конечно, не все выдерживают суровых условий, и текучка кадров остается актуальной. 



– У нас есть учителя, программисты, сельхозтехники, экологи, люди без высшего образования. Бывает, что приходят те, кто попал под сокращение в каких-либо организациях. Нужно учитывать, что в каждой профессии своя специфика. Кому-то сложно пройти эти километры, кому-то сложно работать с людьми. У нас сейчас есть штатные работники почтальонов, и есть те, кто работают по договору. Последние зарабатывают от 120 до 350 тысяч в месяц, в зависимости от нагрузки, – дополняет Надежда Забурина.


Всего в алматинском почтамте насчитывается 877 сотрудников, начиная от руководителей до рядовых почтальонов. Из них 65 единиц почтальонов по штату и 164 по договору возмездного оказания услуг. 
За четыре месяца с начала этого года коллективом почты до адресатов доставлено 473 833 простых письма, заказных писем – 464 070, газет и журналов 449 979 и 22 448 экземпляров соответственно.


Статья опубликована в №72 от 13.06.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «С тяжелой сумкой на плече…»


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

10:43

10:39

10:32

10:25

10:18

10:14

10:09

10:05

10:00

08:59

20:52

18:58

18:47

17:23

17:13

16:58

16:49

16:36

16:25

16:19

16:10

16:00

15:36

15:12

15:05