Кисти Аубакира Исмаилова подвластно было все

Кисти Аубакира Исмаилова подвластно было все

Аубакиру Исмаилову, мастеру, владевшему семью гранями таланта, – он и художник-живописец, и танцор, и музыкант-виртуоз, а также актер кино, режиссер театра, балетмейстер, автор энциклопедии по танцам – исполнилось 110 лет.


Аубакир Исмаилов (1913–1999) – один из старейших художников республики, мастер пейзажей и жанровых многофигурных композиций, народный художник Казахстана (1985), заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1960), первый председатель Союза художников РК.


Он был участником первой Всеказах­станской передвижной художественной выставки, организованной в Семипалатинске в 1928 году. 


Мастерству живописания и графики учился в специализированных учебных заведениях Омска и Москвы. Он писал: «Меня, как родного сына, учили В. Фаворский, С. Герасимов, Б. Иогансон. Три академика живописи на одного казаха-джигита. А до этого учили Г. Савицкий, А. Крутильников. Только после шестидесяти лет я понял все величие их духовного подвига: каждый из них пытался поднять меня до уровня своего знания, умения, сознания».


Писал он в основном в жанре пейзажа, посетив известные живописные места в разных регионах Казахстана. В названиях картин представлена география обширных степей, долин и гор республики – «Преобразованная долина Алатау» (1942), «Долина Шалкуде» (1960), «Бурабай» («Боровое»), «На просторах Жуалы», «Ущелье Чарын» (1962), «Нижний Чарын» (1962), «Новый промысел Мангышлака», «Освоение Голодной степи» (1958) и другие.


Аубакир Исмаилов в своих картинах запечатлел не только красоту дикой природы, сохраненной в первозданном виде, не измененной вмешательством человека, но и отобразил преображенную степь, пробудившуюся в век индустриализации и покорения целины: «Преображенный родной край», «Бывшая ковыльная степь», ставшая хлебной житницей страны, «Окрыленная степь», «На просторах Казахстана» (1970).


Индустриальная страна представлена циклом графических работ тушью о трудовых буднях шахтеров Караганды – «Индустриальная Караганда», «В шахтах Караганды», «Строители Караганды» и другие. На монументальном полотне «Преобразованная долина Алатау» (1949) дымят заводские трубы, идут поезда, кипит работа на колхозных полях. 


Есть картины, созданные в разные времена, по которым можно проследить эволюцию изменения жизни бывших кочевников, их новый быт. Писатель и журналист Олег Мацкевич в 1977 году в статье «Рожденное новой жизнью» писал: «Каждая новая пятилетка преображает облик казахской земли. Меняется пейзаж с детства знакомых нам мест. Лет десять тому назад старейший художник республики Аубакир Исмаилов показал на одной из выставок свою акварель, изображающую пустынный берег реки Или, коричневые скалы, нависшие над мутной водой. А сегодня он представил новую картину: Капчагайская ГЭС, выросшая на тех же берегах; рукотворное море, созданное человеком, затопило мрачные скалы».


Некоторые пейзажи монументальны, вызывают разные настроения – от сентиментальной лирики до патриотического восхищения – ведь художник посредством кисти раскрывает такие красоты нашей родины в реалиях, что захватывает дух:  «Куртагай»/«Куртогай» (1955) – урочище, часть Чарынского каньона, «Джайляу у Хан-Тенгри» (1956), «Долина джейранов» и другие.



Несколько картин, созданных в историческом жанре, раскрывают героические и трагические эпизоды в истории народа, образы батыров: «Батыр Камбар» («Поединок Камбар батыра с калмыцким ханом»), «Камбар и Назым» (1932), «Казахи-ополченцы побеждают джунгар», «Кенесары на родине», «Исатай и Махамбет». 


В 1930-х годах он выполнил немало карикатур и плакатов, работая в центральных газетах республики. 


«Коркут-ата», «Абай среди друзей», триптих «Бегство Курмангазы» (1959), «Маншук Маметова» (1962) и другие портреты запечатлели для истории образы легендарных личностей прошлых и нынешних времен.


О народном композиторе XIX века Курмангазы Сагырбайулы (1818–1889/1806–1879) художник написал еще одну жанровую многофигурную картину «Курмангазы среди народных домбристов» (1986), которую можно увидеть в залах Государственного музея искусств имени А. Кастеева. На природе, в предгорной местности сидит почтенный Курмангазы, домбрист-виртуоз, в окружении своих учеников и последователей его исполнительского искусства и музыкального творчества, среди которых заметно выделяется юная Дина Нурпеисова (1861–1955), выдающаяся исполнительница-домбристка и композитор, наследница Курмангазы, которой он посвятил тайны своего искусства. С домброй в руках она восхищенно слушает игру учителя. 


Судьбоносная встреча состоялась в 1870 году, когда Дине было десять лет. Народный композитор считал ее лучшей среди своих учеников, предсказал ей большое будущее, а Дина Нурпеисова донесла до нас множество кюев Курмангазы. 


В 1938 году в газете «Социалистическая Алма-Ата» она опубликовала свои воспоминания в статье «Учитель»: «Его голос, несмотря на возраст, звенел молодо, домбра под его опытными руками звучала ярко. Я была поражена силой и страстностью исполнения. Каждый раз я училась чему-нибудь новому у великолепного мастера домбры. Он любил слушать мою игру и не раз называл меня своей лучшей ученицей. Каждое указание, сделанное им, было для меня законом». Сюжет картины донес до нас творческую дружбу народных композиторов и известных домбристов того времени, среди которых были Кокбала, Менетай, Сугурали, Шора и другие.


Несколько своих произведений Аубакир Исмаилов посвятил Жамбылу. Одно из них – жанровая картина «Юный Жамбыл у Суюмбая» (или «Жамбыл у Суюмбая») – хранится в Республиканском литературно-мемориальном музее Жамбыла на его родине, в ауле Каракастек, недалеко от исторического районного центра Узынагаш (Узун-Агач) Жамбылского района Алматинской области. 


Акварель показывает первую встречу юного певца с его будущим учителем – приезд мальчика к знаменитому акыну Семиречья Суюмбаю (Суюнбаю) Аронулы (1815–1898). В то время его слава гремела по всему Южному Казахстану, он был известен своими айтысами и эпическими произведениями, был заступником обездоленных. Народная молва называла его «богом песни», а Мухтар Ауэзов – «золотой опорой поэтов Жетысу».


Картины художника хранятся в Государственном музее искусств имени А. Кастеева, в музее современного искусства Астаны, а также в залах Карагандинского и Павлодарского областных музеев искусств. 


Статья опубликована в №53 от 27.04.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Ученик трёх академиков».


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

18:00

17:35

17:10

16:39

16:10

15:45

15:18

14:50

14:33

14:05

13:40

13:11

12:41

12:13

11:46

11:23

10:55

10:26

10:00

19:34

18:02

17:39

17:14

16:46

16:17