На сцене Лермонтовки снова царит любовный переполох, в котором каждый ищет выгоду для себя.
Репертуар Государственного академического русского театра драмы имени Лермонтова вновь пополнился комедией. Режиссер Андрей Кизилов выбрал для постановки знаменитую пьесу Островского «Волки и овцы», которую, конечно же, множество раз ставили в разных театрах мира. Все потому, что это история вне времени и пространства.
Действие разворачивается в небольшом русском губернском городе в 1870-е годы, но, по сути, это не имеет никакого значения. Единственное, что хоть как-то указывает на время – это титулы героев и костюмы. Сама же история о стремлении к личной выгоде и любви была и будет актуальна всегда. Особенно если речь идет о любви к деньгам и положению в обществе. Всегда найдется волк, который ищет свою овцу. Другое дело, что в этой истории далеко не все так однозначно.
По сюжету властная и честолюбивая помещица Мурзавецкая хочет подчинить себе молодую, красивую и очень богатую вдову Купавину и завладеть ее собственностью. К тому же Мурзавецкая вынашивает план женить на ней своего беспутного племянника... Именно такой и предстает Мурзавецкая в исполнении заслуженного деятеля РК Валентины Зинченко – это властная женщина, которая всегда четко знает, чего хочет и как этого добиться, и держит в ежовых рукавицах всех вокруг. А прежде всего – племянника-гуляку (Артур Хакимов).
Если делить общество на волков и овец, как предлагает Островский, то Мурзавецкая – настоящий волк, который пытается управлять стадом. Правда, иногда это волки в овечьих шкурах. Во всяком случае такое определение точно можно отнести к племяннице Мурзавецкой Глафире, которую играет Виктория Павленко. Сначала в ее исполнении мы видим даже не человека, а тень в черном одеянии, которую ничто мирское не интересует. Конечно же, ничто, кроме любви – к деньгам. Так что как только Глафира встречает потенциальную жертву – закоренелого, но при этом очень богатого холостяка Лыняева (Вячеслав Балашов), из-под шкуры овечки сразу становятся видны клыки волка. Это перевоплощение удалось показать Виктории Павленко. Сам же независимый и гордый холостяк переживает обратное превращение…
В целом линия Глафиры – это тренинг для женщин за один вечер по цене билета в театр. Полная противоположность этого образа – княжна Купавина. Таких однозначных персонажей в этой истории всего два. Купавина в исполнении Ларисы Пауковой типичная овца, если обратиться к классификации, которую предлагает Островский. Красивая, молодая, но очень уж недалекая женщина в зефирном розовом платье, чьей наивностью может воспользоваться кто угодно. Окружающие так и делают – от мелких чиновников и Глафиры до обаятельного Беркутова, мечтающего жениться на вдове. Хотя ей гораздо больше действительно подошел бы племянник Мурзавецкой. Он и есть вторая овца в спектакле, кишащем волками. Единственное, что его интересует – это погулять, да выпить. Причем стремления свои он если и пытается скрыть, то очень неумело.
Другое дело Беркутов (заслуженный деятель РК Роман Чехонадский) – классический волк. Внешне очень обаятельный и всегда готовый прийти на помощь хитрый хищник, караулящий свою добычу.
Неслучайно в финале на одной сцене сходятся Беркутов и Мурзавецкая – два волка в погоне за добычей, которая, впрочем, у каждого своя. Помогут ли они друг другу в достижении заветной цели?
В целом спектакль получился неплохой, есть о чем задуматься и над чем посмеяться. Единственный, но при этом довольно серьезный его недостаток – затянутость. Иногда оттого, что на сцене ничего не происходит, зрителей начинает клонить в сон, и тут, вероятно, чтобы разбудить задремавших, в ход идут амурные сцены. Возможно, спектакль стоило бы немного сократить, и тогда он стал бы динамичнее.