В своей работе он использует кожу, шерсть, кости и рога животных, а также дерево и металл. Украшения, ремни, сумки, сувениры, оружие и разнообразные панно – ассортимент изделий мастера весьма широк, но все они пропитаны глубокой историей, уходящей корнями в традиции номадов Великой степи.
Мастер вырос в семье ремесленников, традиции изготовления различных изделий передавались из поколения в поколение, а сейчас и молодежь перенимает секреты мастерства.
– Ремеслом занимался мой дед Тауданбек, мастер и композитор. Он мог создать своими руками полное приданое для девочек и подготовить к долгому жизненному пути мальчиков. Отец после выхода на пенсию сделал это занятие главным делом жизни. Мой сын с юных лет помогал в мастерской. Дочь вышивает в технике «бiз кесте», уже и внуки проявляют интерес к ремеслу, – рассказывает Рыстан.
Его предки всегда учили, что руки должны уметь делать все. Вообще считалось, к 16 годам каждый юноша должен уметь собрать юрту, ухаживать за скотом и снять кожу с животного так, что бы не испортить ее. Девушка к этому возрасту должна уметь делать все необходимое по дому, вышивать, валять войлок. Каждую свободную минуту мать посвящала обучению дочери, чтобы не стыдно было посмотреть будущим родственникам жениха в глаза. Да и калым за хорошую рукодельницу всегда был выше.
– Для того чтобы называться мастером, нужно уметь многое. Он должен выковать подкову и нож, сделать основу юрты, сундук, украсить дом деревянной утварью, – делится ремесленник.
О мастерстве Рыстана Сейфуллы широко известно за переделами Казахстана. Он неоднократно становился лауреатом международных выставок во Франции, Германии и других странах Европы, является членом Союза художников и Союза ремесленников Казахстана, неоднократный победитель конкурса «Шебер» и обладатель сертификата «Знак качества ЮНЕСКО».
Он не просто возрождает некоторые почти забытые техники ремесла древних кочевников, но и гармонично переплетает их со своими собственными. Например, технику плетения панно из кожи и дерева мастер разрабатывал несколько лет.
– Любая работа начинается с идеи, и прежде чем стать готовым изделием, она проходит ряд перевоплощений, – делится художник.
После наброски эскиза следующим важнейшим этапом является выбор кожи. Для изготовления панно она должна быть именно мягких сортов. Далее с помощью специальных инструментов материал разрезается на тонкие полоски. Для окрашивания кожевник использует краску, которую изготавливает сам по уникальной старинной рецептуре: никакой химии, лишь природные ингредиенты.
Каждая работа Рыстана Сейфуллы не просто художественное произведение, оно несет в себе глубокий сакральный смысл, который мастер хочет донести до людей, рассказать историю своего народа, уходящую корнями в глубокую древность. Символика его картин богата и многогранна, поэтому панно можно читать как книги.
Очень часто в его работах можно увидеть воинов на конях как символ мужества, смелости, доблести. Встречается много картин с домброй, ведь этот инструмент в жизни казахов всегда имел большое значение. Также юрта – символ уюта и семейного благополучия, архар – символ решительности, независимости и целеустремленности. Самая большая серия тематических произведений связана с деревом как символом развития и мироздания. Мастер считает, что с помощью дерева человек поднимается к духовному просветлению. Не даром в древности верили, что существует сильная связь между деревом и всей жизнью, считалось, что оно впитывает все, что происходит и на небе, и на земле, и под землей. Центральным элементом большинства изделий также являются птицы.
– Нет ни одного народа, где птица бы не символизировала свободу, – говорит ремесленник.
Статья опубликована в №14, от 08.02.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Кожа да кости".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!