Соблюдать элементарные антивирусные правила призывают алматинцев.
Иммунолог, президент Академии профилактической медицины Казахстана Алмаз Шарман призывает не устраивать пышные торжества и избегать мест массовых скоплений людей из-за увеличившегося числа зараженных коронавирусом.
Напомним, что за последние сутки в мегаполисе зарегистрировано более 300 новых случаев заболевания. По информации специалистов, более 30 процентов семей заразили люди, пренебрегающие элементарными правилами санитарных норм и посещающие места массового скопления горожан.
– Алмаз Торегельдиевич, расскажите, какие меры предосторожности необходимо соблюдать во избежание заражения коронавирусом?
– В настоящее время нарастает очередная волна эпидемии, увеличивается число зараженных. Это означает, что не будет хватать мест в больницах. Поэтому мы должны сделать все, чтобы не повторился сюжет июня-июля прошлого года, когда было массовое заражение и высокая смертность. Чтобы этого не произошло, призываю всех носить правильно маску, закрывая не только рот, но и нос. Обязательно соблюдать гигиену рук, пользоваться санитайзерами и избегать людных мест. Юбилеи, тои – все это надо отменить.
Граждане успокоились, забыли, стали общаться и проводить мероприятия при тесном общении. А это очень опасно, когда люди сидят за одним столом, и кто-то из них оказался зараженным. Больной чихнул или кашлянул и все это начинает гулять вокруг стола, и люди особенно с ослабленной иммунной защитой могут очень быстро заболеть с тяжелыми последствиями. Поэтому еще раз призываю: носите правильно маски. Постоянно мойте руки, соблюдайте дистанцию и избегайте людных мест. Потерпите, уже началась кампания по вакцинации, и многие скоро выработают иммунную защиту и тогда будет легче общаться.
– Как действует вакцина от Ковид-19?
– Напомню, что ранее традиционно брали вирус или бактерию, обрабатывали кислотой или температурой, потом вводили человеку, и на все эти антигены – белки вирусные или бактериальные организм начинал вырабатывать иммунную защиту.
Сейчас технологии развились таким образом, что нет смысла вводить сам вирус. Можно инженерным путем делать так, чтобы организм вырабатывал шиповидный белок и имунную защиту против него.
– Вакцина стимулирует человеческий организм на выработку этого белка?
– Да. Вакцина «Спутник V» сделана таким образом, что вводится аденовирус или генетически модифицированный материал аденовируса в человеческую клетку, и начинается выработка именно того белка коронавируса, против которого нужна иммунная защита. Это феноменальные достижения. Сейчас даже создают вакцины на основе матричной РНК – это, как компьютерная программа. Вы ее запрограммировали, и она начинает вырабатывать шиповидный белок. Конечно, у кого-то это вызывает много вопросов, но тем не менее это удивительное достижение. Аналогичные подходы в какой-то степени даже применяются для лечения рака и других заболеваний. Сегодня ученые достигли такого уровня, при котором не обязательно вводить живой или инактивированный вирус. Можно сделать так, чтобы организм вырабатывал частичку этого белка, и на него вырабатывается иммунная защита. При вакцинации у человека бывают разные ощущения. У кого-то возникает температура, у кого-то мышечные боли. Это хорошо, и значит, ваш организм активируется. Иммунная система с костного мозга начинает выходить в клетки с тем, чтобы они готовились к борьбе против вируса. Современные технологии таковы, что это все делается гораздо более безопаснее как для разработчиков, так и для человека. Созданы очень эффективные вакцины, и я считаю, что это большое везение.
– Сейчас в стране и в Алматы прививают вакциной «Спутник V», что вы можете сказать об этой вакцине?
– Это хорошая, безопасная и достаточно эффективная вакцина на уровне 91 процента, а это высочайший уровень. Раньше вакцины были гораздо ниже. Самое главное, что вакцины защищают не только от заражения, но и от тяжелых форм заболевания. Мы чего боимся при коронавирусе? Тяжелых осложнений, из-за которых система здравоохранения вынуждена прилагать большие усилия, и никто не дает гарантии, что человек сможет выкарабкаться из этой ситуации. Вакцины на 100 процентов не защищают от заражения, хотя 91 процент – это уже очень высокий уровень. Даже если заражение произошло через полгода после вакцинации, высока вероятность легкого течения болезни.
– Вакцина защитит от реанимации?
– Думаю, да. Она как раз защищает от реанимации, ИВЛ, применения тяжелых лекарств с побочными эффектами. Статистика говорит о том, что смертность от Ковид-19 составляет два процента. Приблизительно в 15 процентах случаев болезнь протекает тяжело, в остальных эпизодах она может протекать бессимптомно или легко. Конечно, у любого человека может возникнуть мысль, что он входит в 98 процентов тех людей, у которых все пройдет легко. Но этого никто не гарантирует, и вы можете попасть в те самые два процента. При этом, когда речь идет о миллионах людей, два процента – это колоссальная цифра. Это значит, что врачи должны будут день и ночь кого-то выхаживать, спасать от смерти, появится большая нагрузка на систему здравоохранения. Если люди будут беспечно себя вести, то многие попадут в больницу и не хватит коек. В настоящее время мы уже видим, что Центральную городскую больницу превратили в ковидную. Это говорит о том, что идет наплыв пациентов, нужны койки, врачи, которые день и ночь будут спасать людей.
– Как вы считаете, с чем связан страх перед вакцинацией у населения?
– Я знаю много людей, которые хотят вакцинироваться, но у них пока нет возможности. И таких, думаю, гораздо больше. Мне жаль тех, кто категорически не хочет вакцинироваться. Они теряют такую уникальную возможность. С другой стороны, быстрее подойдет очередь для желающих. Подобная ситуация наблюдалась в разных странах. В частности, в Великобритании и Израиле была когорта людей, которые не хотели категорически вакцинироваться. Но когда они увидели, как много людей получили вакцину и теперь могут открыто общаться, поменяли свое мнение. Я предлагаю начать, а дальше видно будет. Необходимо знать, что побочных эффектов у вакцины практически нет. После вакцинации человек наблюдается у врача в течение 30 минут на случай осложнений. Естественно, есть определенная категория граждан, для которых имеются противопоказания. Сюда относятся аллергические реакции на вакцину, онкология и другие. Но чтобы помочь таким людям, мы должны создать вокруг них безопасное окружение, чтобы они были спокойнее. Должна быть коллективная ответственность за вакцинацию. Нужно понимать, что вы вакцинируетесь не только для собственной защиты, но и для защиты окружающих. Мы одеваем маски не только для собственной защиты от коронавируса, но и для защиты в целом населения.
– Когда закончится эта история с пандемией? Чтобы выработать коллективный иммунитет мы все должны переболеть или вакцинироваться?
– Год назад я думал, что с разработкой вакцин это должно закончиться летом текущего года. Для таких стран, как США, где уже 25 процентов населения получили вакцину, или Великобритания, Израиль, где более половины взрослого населения провакцинировано, это реалистично. Думаю, что летом они уже смогут выйти и свободно общаться, встречать праздники. Но эти страны не живут анклавом, они общаются, поэтому это мировая проблема. Все страны должны сейчас активно заняться вакцинацией. Многие развитые государства предоставляют вакцины развивающимся странам. Поэтому самый лучший путь – провакцинироваться.
Второй подход – это коллективный иммунитет после перенесенного заболевания. Мы знаем, что Швеция попыталась это сделать. Но когда они увидели сколько у них людей, особенно пожилых, погибло, они пошли безопасным путем, стали носить маски и вакцинироваться. Многие ученые говорят, что для выработки коллективного иммунитета нужно, чтобы 70 процентов людей перенесли заболевание или получили вакцину. По моему мнению, единственно правильный путь решить эту задачу – вакцинация. Конечно, определенная часть населения, в том числе и в нашей стране, уже имеют иммунитет к коронавирусу, но это очень большие риски. Единственный путь – массовая вакцинация. Пока этого не произошло, всем надо соблюдать банальные меры предосторожности: носить маску, соблюдать дистанцию, избегать людных мест.
– Есть ли возрастные ограничения для вакцинации?
– В этом вопросе существуют, так сказать, две философии. Некоторые страны, к примеру США, вакцинируют наиболее уязвимые слои населения. В то время как в Новой Зеландии решили провакцинировать мобильную часть населения. Мне бы хотелось, чтобы все получили вакцину, в том числе и пожилые люди. Жестких ограничений по возрасту нет, хотя она в основном испытывалась на людях от 18 до 60 лет. Поэтому полноценных данных о том, как она поведет себя у 70-летнего человека нет. Но я лично знаю многих, которым за 70 лет и у них все нормально после вакцинации.
– Вы вакцинировались?
– Я планирую вакцинацию в ближайшее время, как только дойдет моя очередь.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!