Конституция Нового Казахстана: правовой фундамент политической модернизации

Конституция Нового Казахстана: правовой фундамент политической модернизации Источник фото: vecher.kz

Мы вступили во второй этап своего независимого развития, разрабатывая концепт Второй республики.


Проводимая конституционная реформа играет исключительно важную роль в проектировании политически стабильного, экономически устойчивого будущего Казахстана. Так считает генеральный директор Института философии, политологии и религиоведения, академик Серик Сейдуманов, передает Vecher.kz




По истечении 30 лет своего современного суверенного существования Казахстан, будучи государством «позднего старта» в силу сложившихся исторических обстоятельств, относится к группе стран «третьей волны модернизации». В настоящий момент мы вступили во второй этап своего независимого развития, разрабатывая концепт Второй республики. 



При этом ясно, что, решив целый ряд фундаментальных задач юридически оформленного суверенитета, таких как делимитация и демаркация территориальных границ, определение модели государственности и открытой экономической политики, Казахстан стоит перед необходимостью углубления этого суверенного развития, укрепления состоятельности институтов государства и оптимизации стратегических и тактических планов опережающего развития, более выверенного решения насущных проблем второго этапа, так как нерешенность его системных проблем, как показывает опыт некоторых государств «поздней модернизации», например, ряда стран арабского мира, может привести к катастрофическим сценариям развития с кардинальной сменой элит, деструктивной трансформацией государственных институтов, деградацией экономической жизни и маргинализацией культурных ценностей. 


Отмечу лишь некоторые вызовы, которые переживает современный мир и на которые предстоит ответить Казахстану: 


1) конфронтационный характер мирового развития; 
2) радикализация используемых инструментов политики; 
3) гендерный дисбаланс и свое­образная «гендеризация политики»; 
4) столкновение принципов сохранения культурного многообразия и постепенная унификационная глобализация, выравнивающая не только стандарты жизни, но и форматы отношений субъектов, их анонимизацию; 
5) противоречия традиционного и новационного векторов идентичности; 
6) существенное «поправение» доминирующих политических дискурсов в стане наиболее развитых государств мира, тянущих за собой остальных; 
7) маргинальный характер происходящей смены идентичностей народов; 
8) повсеместное наступление «эры политического популизма», ведущей к будущей радикализации политики как в мировом, так и региональном и национальном масштабах; 
9) прошедший в странах «третьей волны модернизации» этап первоначального накопления капитала приводит их к экономическим диспропорциям, рождающим кардинальное социальное расслоение, способное взорвать стабильные прежде системы; 
10) повсюду в современном мире происходит пересмотр ресурсов развития стран от прежней ориентации на природную ренту к интенсивным разработкам умных технологий, что приводит к существенному разрыву между странами – «продюсерами технологий» и их потребителями; 
11) информатизация и цифровизация процессов коммуникации перестает быть просто форматом общения, но затрагивает основы его содержания и смысла; 
12) межэтническое и межконфессиональное равновесие, баланс прав личности и безопасности государства в ряде стран подвергается нарушению, что грозит коллапсом системообразующих основ государственности.



В этом плане мы наблюдаем и в Казахстане целый ряд «латентных процессов» того же порядка, которые нуждаются в объективной оценке и разработке необходимых технологий разрешения. Решение таких проблем, как права человека, социальное неравенство, олигополия, стагнация качества жизни населения, стали первоочередными задачами для Правительства республики. Полагаем, что здесь необходим переход к транспарентным и оптимальным для всего общества решениям, демократизации и адаптации новых институтов общественного контроля над государством, разработки и внедрения на деле инструментов «слышащего государства», его дебюрократизация и преодоление формализма решений.


Думается, настало время принципиально обозреть итоги нашего развития за прошедшие три десятилетия и сформулировать объективный и научно обоснованный проект будущего с учетом текущих и перспективных вызовов мировому развитию.



Статья опубликована в №99 от 27.08.2022 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Проект будущего».


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!


Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13

14:48

14:26

14:03

13:40

13:18

12:53

12:31

12:21

12:09

11:47

11:25

11:03

10:38

10:16

10:04

09:36

08:45

18:32

18:21

17:55