Вспоминаем факты из биографии выдающейся балерины.
Великая балерина Майя Плисецкая была дружна с казахстанскими коллегами Рамазаном Баповым и Людмилой Рудаковой, тесно сотрудничала с известными французскими балетмейстерами, писателями и модельерами.
Обо всех этих и других интересных фактах из биографии выдающейся балерины рассказал на открытой лекции Дамир Уразымбетов, регалии которого можно долго перечислять:
театральный режиссер, балетмейстер, кандидат искусствоведения, главный редактор первого интернет-журнала Qazaq Ballet Magazine, посвященного хореографическому искусству Казахстана, доцент кафедры арт-менеджмента консерватории имени Курмангазы, главный режиссер Казахстанской национальной федерации клубов ЮНЕСКО.
Лекция о Майе Плисецкой стала частью проекта «Өнер тәрбиесі» – цикла открытых встреч-бесед об истории хореографического искусства, где перед слушателями мир балета предстает в новом свете.
– Сегодняшняя лекция посвящена Майе Плисецкой как приме-балерине ассолюта (Prima Ballerina Assoluta. – Прим. ред.) неслучайно, в свое время я учился в магистратуре в Петербурге, и у нас было задание написать сценарий. Занимаясь магистерской диссертацией, мне было не до параллельных заданий, и я буквально из-под палки написал сценарий, который назывался «Характер – это и есть судьба» и был посвящен Майе Плисецкой. Я его защитил на отлично, и когда приехал в Казахстан на каникулы, показал коллегам, друзьям, и мне сказали: «Надо писать о Майе Михайловне». Ей как раз должно было исполниться 90 лет. Я зажегся этой идеей и подумал, раз такая работа проведена, то надо ее продолжить. Правда, это была большая наглость, конечно, связаться с великой балериной, но попытки были сделаны, я вышел на многих людей, которые так или иначе помогали мне в сборе материала, и дошел до Михаила Мессерера, ее родного брата Азария Плисецкого, он мне прямо звонил из Швейцарии, очень интеллигентный человек, и мы встречались с Николаем Цискаридзе в Академии русского балета, в чем тоже помогли коллеги. В общем, был проделан большой путь, и я чуть ли не в Мюнхен вылетал, чтобы лично вручить Майе Михайловне сценарий. У нее и ее супруга – выдающегося композитора Родиона Щедрина было три дома: в Москве, Литве и Мюнхене. Там было три симфонических оркестра, с которыми Родион Константинович заключил контракты, и его музыка там широко исполнялась, поэтому они там жили. Когда в Литве должны были передать Майе Михайловне мой сценарий заказным письмом, она в это время была в Москве на какой-то премьере. И когда я вылетал уже в Мюнхен, оказалось, что она была за неделю до этого в Петербурге, я ее каким-то образом прошляпил, а 2 мая 2015 года пришло печальное сообщение, что Майи Михайловны не стало. Она очень любила футбол и пиво, и они с супругом сходили на футбольный матч, затем зашли в бар, а потом она умерла. Одной из последних фраз стал ее ответ на вопрос Родиона Константиновича «Ты меня помнишь?» – «Я тебя обожаю». И в принципе вся ее жизнь прошла под этим девизом, она очень любила свое искусство, профессию и написала несколько книг, которые посвятила рассказу о своем творчестве, своей жизни, встрече с известными людьми. Эта лекция посвящена небольшой части ее жизни, а именно – сотрудничеству с выдающимися личностями, которые так или иначе были связаны с танцами, Парижем и другими городами... У Майи Михайловны жизнь на сцене была большая, она даже в 70 лет и чуть больше танцевала на пуантах. Благодаря именно французам ее творческая жизнь была дольше, чем у других балерин, – сказал, открывая встречу со слушателями, Дамир Уразымбетов.
Пришедшие на такое интересное культурное событие зрители услышали историю о знакомстве и общении балерины с французскими писателями и Коко Шанель, а также увидели на фотографиях и видеозаписях ее наряды от кутюрье Ива Сен-Лорана и Пьера Кардена, узнали о любимом парфюме Майи Плисецкой – Bandit Robert Pigue, эти духи были выпущены в 1944 году парфюмером Germaine Cellier. И самое главное – были посвящены в историю рождения спектаклей французских балетмейстеров, поставленных специально для Майи Плисецкой. Лекция включила в себя показ редких фотографий, видеозаписей и материалов из личного архива режиссера, соединенных в красочной и эффектной презентации.
– Одним из самых больших и невероятных в жизни Майи Плисецкой было сотрудничество с Пьером Карденом, который создал для нее не только костюмы для спектаклей, но и вне сцены она носила очень много одежды от этого кутюрье. Их дружба длилась около 50 лет. Он создавал для нее костюмы даже тогда, когда не указывали его имя в афишах, этого не разрешалось. Знаменитый кутюрье соглашался на это ради Плисецкой. Он создал костюмы для ряда ее спектаклей и даже для фильмов, среди них «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Здесь вы видите демонстрацию мод. Плисецкая в костюмах Пьера Кардена, вот такой фрагмент сохранила для нас архивная съемка, – рассказал Дамир Уразымбетов.
Зрители также увидели фрагмент видео с демонстрацией Майей Плисецкой моделей одежды французских домов моды, где в том числе был показан белый костюм, подаренный балерине самой Коко Шанель. В комплект вошли платье-сарафан из плотного белого шелка и жакет из той же ткани с золотыми пуговицами – по-военному строгий, но женственный и элегантный, как всегда у Шанель.
– Говоря о великих французах, хотелось бы рассказать и о великих казахах. Майя Плисецкая была дружна с нашим выдающимся танцовщиком Рамазаном Баповым, они оба были народными артистами Советского Союза, и Майя Плисецкая говорила ему: «Если бы ты был чуть выше ростом, тогда мы танцевали бы вместе», они общались, переписывались, и я даже знаю, что у Людмилы Георгиевны, супруги Бапова, хранится одно из писем Плисецкой к Рамазану, где обсуждались какие-то их творческие дела. И в конце Майя Михайловна пишет:
«Рамазан, вы говорите, что мы скоро увидимся, а значит, встретимся в классе», потому что он был своим человеком в Большом театре. Он окончил Московскую балетную школу и постоянно гастролировал с артистами Большого театра по миру, в том числе с Майей Плисецкой. На этой фотографии вы видите, что, когда она в 1997 году приезжала с труппой Гедиминаса Таранды в Казахстан, исполняла тогда на сцене Дворца Республики «Умирающего лебедя» Сен-Санса. А на этой фотографии ей подарили наши традиционные национальные украшения и чапан, вот с такой красотой Плисецкая уехала из Казахстана, – резюмировал Дамир Уразымбетов.
Статья опубликована в №41, от 30.03.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Чапан для примы".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!