Юрта – не только жилище кочевников, но и символ Великой степи. Ее сборка – это особый ритуал, в котором каждый элемент имеет свое сакральное значение. О том, есть ли в юрте угол и почему установка дома – это женское дело, мы поговорили с казахстанским специалистом по сборке юрт Назирой Шакаевой.
– Непривычно видеть, что такая хрупкая женщина так ловко собирает юрту! Мне казалось, что «строительство дома» испокон веков мужское дело…
– А вот и нет! У казахов возведением юрты занимались женщины. Мужчина только держит шанырак, подпирая его бақаном (к слову, это символ мужского начала, и женщинам нельзя было его трогать, только во время родов разрешалось опереться на бақан, чтобы роды прошли легче). Так что в древности практически всю работу по установке юрты делали представительницы прекрасного пола.
– С чего началось ваше увлечение сборкой юрт?
– Корни – мощная сила. Пришла в это дело случайно. Я работала в банковской сфере начальником отдела кадров, вышла в декретный отпуск. Как-то, гуляя с ребенком во дворе, увидела, как соседям устанавливали юрту для мероприятия. Я не могла оторвать взгляд от процесса – это было таинственно и завораживающе, словно генетическая память проснулась внутри меня. Когда юрту поставили, я вошла в нее, и не хотелось выходить. Так появилась мечта – иметь свою собственную юрту, научиться ее устанавливать. Эта мысль не давала мне покоя, я уже не могла думать о возвращении в офис – хотелось выйти в степь к юртам. Благодаря помощи родных смогла приобрести свое первое жилище кочевников. С тех пор сборкой юрт занимаюсь уже более десяти лет.
– Наверное, первый раз был самый запоминающийся?
– Конечно, приходилось все познавать методом проб и ошибок. Было очень тяжело, но не менее интересно. На сборку первой юрты ушло более шести часов. Причем собирала я не одна, нас было человек десять. Было понимание, что мы – городские жители, «асфальтные» казахи, и поставить юру – непростая задача, но усилия не прошли даром. Это необъяснимое чувство, когда сам собрал жилище, заходишь внутрь и чувствуешь невероятный душевный подъем. Знаете, даже когда просто пьешь чай в юрте, он кажется особенно ароматным и согревающим.
– Какие особенности нужно знать при установке юрты, какие сложности могут возникнуть во время процесса?
– Во время установки юрты нужно быть внимательными ко всем деталям. Были моменты, когда кереге ставили вниз головой и юрта не вставала как нужно. Также и уық (купольные жерди) не все одинаковые, некоторые подлиннее или покороче остальных, и надо знать, какие куда идеально подойдут. Работать нужно быстро, потому что тот, кто держит шанырак, устает. Сами представьте, сколько сил надо, чтобы стоять и держать тяжелый шанырак на весу, тем более стараться не крутить его.
Вообще в среднем на весь процесс уходит примерно от полутора часов. Но бывает, что и дня для работы мало, все зависит от того, какая величина у юрты. Трех-четырех-канатные ставятся быстро, соответственно, 12-канатные могут устанавливаться от 5 до 10 часов. Еще и от местности многое зависит – устанавливаете на горе или равнине. В общем, очень многие моменты имеют значение.
– Говорят, что юрта – это как живой организм, вы с этим согласны?
– Конечно! Я считаю, что юрта – это как человек, у которого есть своя душа, скелет, одеяния и украшения. Если посмотреть на названия деталей юрты, то даже можно подумать, что речь идет о живом существе. Например, көз (глаз) – выемка, куда вставляются купольные жерди, в них также есть части, которые, как суставы в руке человека: плечо, предплечье. Алакан напоминает ладонь. Стенки кереге имеют изгиб, повторяющий форму человеческого позвоночника. Войлочная накидка – одежда, а нижнюю часть покрытия называют подолом. Все убранства юрты пестрые и красивые, то есть юрта это как девушка, предпочитающая красивые наряды и украшения, которую невозможно не любить.
– В юрте не бывает случайных элементов, и даже в убранстве все имеет свое значение.
– Да, вы правы, здесь нет случайных элементов, у каждого атрибута свое место и назначение. По углу падения лучей солнца, попадающих в юрту через шанырак, и по постепенному переходу лучей с одной части юрты в другую кочевник определял время и строил свой распорядок дня. Поэтому и расположение мебели, и разделение казахской юрты на части имело строгий порядок. Есть свои зоны – мужская, женская, для гостей. Есть свой «уголок», где устанавливается ложе супругов, отдельно зона, где спят дети и незамужние взрослые дочери.
Также определены места, где ставится дастархан с угощениями для гостей, а где можно и нужно снять верхнюю одежду, сложить оружие или камчу. Особенное значение отводилось двери, которая всегда должна быть чистой и нарядной. Заходя в юрту, попадаешь в свою мини-вселенную, а выходя – становишься путником.
– Словом, это не просто жилище, а нечто сакральное, и поэтому много традиций у народа связано с жизнью и бытом в нем.
– Годы и народные традиции разработали довольно строгие этикетные нормы, связанные с юртой. Как можно предположить, этикетные нормы казахов, регламентирующие поведение в юрте и околоюртном пространстве, связаны с традиционными моральными представлениями и ценностями кочевого общества. У казахов, например, подъезжать всаднику к юрте следует с задней, тыльной стороны. Ехать мимо дверей алдынан өру, а не сзади ее, считается невежливым. Кочевники верили, что такого наглеца накажет неудача. Также нельзя входить в юрту с плеткой в руке или что-то жуя: входить с пищей нехорошо, а выходить сытым замечательно. Казахи всегда были гостеприимным народом – отсюда и еще одна традиция тамақ ауыз тию: вошедший в юрту обязательно должен был отведать пищу хозяев. От негатива, злобы, зависти и сглаза жильцов юрты оберегают свисающие ленты и кисти – шашак бау. Орнаменты и узоры убранства также подбираются не случайно, они играют роль оберегов и амулетов. Сам шанырак считается небесными вратами, через которые боги наблюдают за людьми.
Шанырак – не просто часть жилища, а семейная реликвия, которую передают из поколения в поколение. Кара шанырақ юрты отца его сыновья почитали и почитают как святыню. Раньше, если на шаныраке ласточка свила гнездо, то люди, не передвигаясь дальше, оставались жить на одном месте, пока из гнезда не вылетит птенчик.
Порог – не менее сакральное место в юрте, поэтому на нем не нужно стоять. Если ваш гость встал на пороге, значит, он желает вам зла, пришел с плохими намерениями или известиями.
Очень много интересных примет и традиций, не зря говорят, что юрта – это целый мир.
– Вы также проводите мастер-классы для детей и взрослых. Как вы думаете, современное поколение интересуется своими корнями, традициями?
– Я обожаю проводить мастер-классы, особенно для детей – они настолько открытые, любознательные, позитивные и энергичные, что получаешь чистое удовольствие от такой работы и чувствуешь, что выбрала правильную стезю, что мои труды небесполезны. Это воодушевляет и вдохновляет меня. Непременно и молодые, и взрослые тянутся к своим корням, это заметно. Когда мы ставим юрту, например, для какого-нибудь мероприятия, к нам обязательно подходят люди и спрашивают, могут ли они нам помочь. Конечно, мы никогда не отказываем. Самое удивительное, что, как правило, даже объяснять не нужно, что и как делается, очень быстро схватывают, наверное, генетическая память помогает. Причем этот процесс настолько затягивает, что неважно, кто куда и по каким делам шел, они не уходят, пока мы полностью не закончим. А когда юрта готова, участники делятся впечатлениями, какой эмоциональный подъем ощущают, заряжаются чувством духовности.
Статья опубликована в №139, от 24.11.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Личная вселенная номада".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!