Современный аэропорт появится на территории свободной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота». Предполагается, что совместный казахстанско-немецкий проект будет реализован в три этапа с привлечением 250 млрд тенге инвестиций и созданием 700 рабочих мест компанией ТОО «SKYHANSA». Ожидается, что производительность составит 50 тыс. тонн грузов, пропускная способность пассажирского терминала – до 500 человек в час. Основные вопросы и перспективы реализации проекта обсудил аким области Бейбит Исабаев на встрече с инвесторами.
В ходе деловой встречи аким отметил, что область Жетысу отличается высоким транзитным потенциалом. Географически выгодно на пересечении важных маршрутов из Китая и Юго-Восточной Азии в страны СНГ и Европы расположена СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», в состав которой входят сухой порт, логистическая и индустриальная зоны общей площадью около 5 тыс. га.
«На сегодня в едином реестре свободной экономической зоны «Хоргос — Восточные ворота» зарегистрировано 56 участников с проектами общей стоимостью свыше 800 млрд. тенге. Одним из ключевых элементов СЭЗ является сухой порт «KTZE-Khorgos Gateway». Это крупнейший сухой порт в Центральной Азии площадью почти 103 гектара, являющийся своеобразной альтернативой морским логистическим хабам, причем это единственный терминал в Казахстане, на балансе которого имеется своя железнодорожная инфраструктура. Отмечу, что на территории СЭЗ действуют свои тарифы, льготы и преференции для инвесторов, в том числе иностранных. Число участников СЭЗ ежегодно растет, а открытие на ее территории международного грузопассажирского аэропорта положительно повлияет на развитие транзитного потенциала. Отмечу, что это наша с вами первая встреча, я готов выслушать все ваши вопросы и предложения», — сказал глава региона.
Генеральный директор ТОО «Группа компаний «SKYMAX TEHNOLOGIES» Ерик Шортанбаев провел презентацию проекта, в первую очередь представив своих немецких партнеров – представителей компании «The Hansa Consortium», которые намерены инвестировать в проект. По словам инвестора, проект планируется реализовать в три этапа. Полностью завершить проект, который, кроме строительства международного грузопассажирского аэропорта, включает всю необходимую инфраструктуру, а также поэтапное расширение, увеличение производственных мощностей, ввод гостиницы, торгово-развлекательного центра, планируется к 2032 году. Планируется, что сам аэропорт начнет работу в 2027 году.
Как сообщил Шортанбаев, в течение первого этапа реализации проекта планируется построить всю основную инфраструктуру аэропорта. А на первом и третьем этапах – достраивать дополнительную инфраструктуру, расширять пропускную способность пассажирского терминала, мощность грузового и топливного складов. Также инвесторы намерены расширять и развивать комплекс торговых, туристических услуг, а также услуг питания и размещения. К слову, для воздушных судов будет использоваться современное топливо Jet A-1.
Как подчеркнул Бейбит Исабаев, необходимая государственная поддержка для реализации проекта будет оказана:
«Учитывая ваш опыт в строительстве аэропортов, со своей стороны мы готовы на законных основаниях оказать необходимую поддержку для успешной реализации данного стратегически значимого проекта, в том числе в вопросах подведения внешней инфраструктуры. Это серьезный проект, требующий серьезной подготовки. Какие вы берете на себя обязательства, какая поддержка требуется с нашей стороны. Все это нужно детально просчитать, на каждом этапе, в том числе то, какую работу можно вести параллельно, чтобы не затягивать с реализацией», — отметил аким области.
В завершение встречи стороны подписали меморандум о сотрудничестве. Со стороны акимата области соглашение было подписано заместителем акима области Асетом Канагатовым, курирующим сферы предпринимательства и привлечения инвестиций.
Ранее сообщалось, что ветроэлектростанцию построит Саудовская Аравия в Жетысу. По итогам встречи стороны подписали соглашение.