Начат внешний анализ коррупционных рисков в сфере дорог, сообщает Vecher.kz.
В мае т.г. президент Касым-Жомарт Токаев отметил низкое качество отечественных дорог. В связи с этим Агентству и Правительству было поручено искоренить коррупционные проявления в этой сфере.
Как отметил на расширенном заседании полугодовой коллегии руководитель Антикоррупционной службы Асхат Жұмағали, начат внешний анализ коррупционных рисков в дорожной отрасли.
В первую очередь будут изучены все процессы строительства от планирования до приемки работ, проведена ревизия НПА, СНИПов на предмет коррупционных норм, коллизий и пробелов.
Как показала правоприменительная практика, имеет место завышение стоимости ПСД, использование некачественных материалов, оборудования и технологий.
Привлекаются аффилированные и недобросовестные компании, которые не в полном объеме выполняют работы.
В целом, за последние 3,5 года Антикоррупционной службой зарегистрировано 65 коррупционных правонарушений, ущерб по которым составил порядка 9 млрд тенге.
Вторым направлением работы станет мониторинг текущего строительства дорог.
По всей стране охвачено 217 участков, на которые выделено более 2 трлн тенге.
Под особым контролем Агентства 12 масштабных проектов.
За каждым из них закреплены ответственные лица, которые координируют работу на местах.
Во всех регионах сформированы мониторинговые группы, куда вошли общественники, а также эксперты в этой отрасли.
В ходе анализа уже выявляются нарушения.
На сегодняшний день системные коррупционные риски, связанные с завышением сметы за счет включения ненужных, дублирующих работ, непредвиденных расходов, в том числе сметной прибыли установлены уже в 15 регионах и составили порядка 6,9 млрд тенге.
К примеру, выявлены нарушения при строительстве автодороги «Барбастау-Акжайык-Индер» ЗКО.
Так, 2 июля т.г. в ходе выезда мониторинговой группы на трассу выявлены существенные дефекты при реконструкции данной дороги.
В частности, зафиксирована сетка трещин, шелушение, просадки и разрушение крупнозернистого асфальтобетонного покрытия, нарушение целостности дорожной одежды на отдельных участках. Вышеуказанные недостатки могут привести к быстрому разрушению дороги и повлечь недовольство граждан.
В этой связи, генеральному подрядчику рекомендовано устранить выявленные замечания: по всем дефектным участкам произвести работы по фрезерованию асфальтобетонного покрытия, вскрытие всех слоев с последующим устройством конструктива дорожной одежды, с уплотнением и доведением до геометрических параметров предусмотренных проектно-сметной документации, а также устройство нового асфальтобетонного покрытия.
Вместе с тем аналогичные нарушения выявлены в областях Ұлытау, Абай, Жетісу, Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Алматинской, Акмолинской, Карагандинской, Атырауской, Жамбылской и других областях и городах.
Важно отметить, что выезды мониторинговых групп в регионах будут проводиться на ежемесячной основе, вплоть до завершения строительства и реконструкции дорог.
В сфере дорожного строительства одним из ключевых факторов коррупционных рисков является гарантийный срок, установленный подрядными организациями.
По рекомендациям Антикора в области Ұлытау и Актюбинской области приняли решение увеличить гарантийные сроки для реконструкции и строительства новых дорог до 84 месяцев (7 лет), а для среднего ремонта - до 60 месяцев (5 лет). Ранее гарантийные сроки составляли 2 и 3 года.
Эта мера направлена на повышение качества ремонта и строительства дорог, а также на усиление ответственности подрядчиков. Увеличение гарантийных сроков должно способствовать более тщательному выполнению дорожных работ и снижению коррупционных рисков.
Работа по устранению выявленных недостатков находится на особом контроле Антикоррупционной службы.
Вместе с тем осуждены лица за хищение бюджетных средств, выделенных для функционирования автомобильных дорог.
Межрайонным судом по уголовным делам г.Шымкент оглашен приговор в отношении главного бухгалтера КГУ «Туран» аппарата акима района Туран Асановой М. и главного бухгалтера КГУ «Жарык-Жол» отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Толебийского района Бесбаевой К.
Они признаны виновными в хищении и растрате бюджетных средств, выделенных для функционирования автомобильных дорог.
Асанова и Бесбаева осуществляли незаконные перечисления средств аффилированным предприятиям на основании фиктивных бухгалтерских документов, а также систематически начисляли заработную плату фактически не работавшим лицам в период с февраля по декабрь 2023 года.
В результате их действий общая сумма похищенных средств составила более 99 миллионов тенге.
Приговором суда Асановой и Бесбаевой назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 и 7 лет соответственно с пожизненным лишением права занимать должности на государственной службе.
В рамках превентивных мер оглашение приговора состоялось с участием коллективов осужденных.
Приговор в законную силу не вступил.
Ранее сообщалось, что Токаев поручил повысить контроль качества строительства.