Айкун Ахметжанова , ассистент - профессор кафедры «Транспортные услуги и бизнес» ALT University:
– Казахстанская экономика показала за январь–апрель рост ВВП на 6%. При этом транспортный сектор стал одним из драйверов, продемонстрировав рост на 22,4%.
Одним из ключевых регионов, дающих высокие доходы в различные отрасли, в том числе в сферу транспорта, является Алматы. В то же время самый большой по населению город сталкивается с комплексом вызовов в связи с высокими темпами урбанизации.
В мегаполисе с высоким уровнем автомобилизации и большим потоком транзитного грузового трафика важно развитие системы общественного транспорта как ключевого элемента устойчивого развития.
Хорошими вариантами становятся системы легкорельсового транспорта (LRТ) и скоростного автобусного сообщения (BRT). Они могут эффективно дополнять существующую инфраструктуру метро.
В городе идет реализация отдельных полос для движения BRT. Это поможет разгрузить транспортную сеть и снизит зависимость горожан от личных автомобилей.
Другим перспективным направлением является модернизация троллейбусного парка и восстановление трамвайных линий. Необходимо также пересмотреть и оптимизировать маршрутную сеть, повысить регулярность движения и улучшить уровень комфорта для пассажиров.
Важно также развитие инфраструктуры для активной мобильности. Речь идет о создании безопасной связной сети велодорожек и велополос, физически отделенных от автомобильного и пешеходного движения.
Для решения проблемы транзита грузового транспорта необходимо создать полноценный транспортно логистический хаб. Крупные логистические центры следует размещать за пределами жилой застройки вблизи кольцевой автодороги БАКАД, чтобы сократить въезд большегрузов в город и обеспечить эффективную перегрузку товаров.
В целом для устойчивого развития Алматы необходим системный подход, предполагающий переход от доминирования личного автотранспорта к приоритетному развитию экологичного, доступного и эффективного общественного транспорта, а также созданию благоприятной среды для пешеходов и велосипедистов. Завершение строительства БАКАД стало важным шагом, однако дальнейшая трансформация городской транспортной инфраструктуры остается ключевым условием для повышения качества жизни и экологической устойчивости города.
В плане использования передовых технологий можно выделить железнодорожный транспорт, где внедрены электронные перевозочные документы на внутреннем и международном сообщении. Автоматизированы системы управления, развиты онлайн-продажи пассажирских билетов, появляются онлайн-сервисы для грузоотправителей.
Одной из проблем является отсутствие надежного интернет-покрытия вдоль транспортных коридоров, что снижает полноценную работу систем.
В дальнейшем перспективные в плане цифровизации направления: дроны и роботы в доставке; активное применение блокчейна для прозрачности цепочек поставок – применение AI и Big Data в прогнозировании транспортных коридоров, их загруженности, сроков поставки, в том числе через аналитику погодных условий, прогнозов землетрясений, стихийных и иных действий.