Несколько лет назад в соцсетях эффект разорвавшейся бомбы произвела алматинская группа Made in KZ с очаровательной солисткой и двумя виртуозными домбристами, исполняющими каверы мировых и отечественных хитов. Необычный проект привлек внимание не только казахстанской публики, но и ценителей музыки ближнего и дальнего зарубежья. Артистов начали приглашать на городские мероприятия и правительственные концерты, они стали выезжать на гастроли, побывали в разных странах, прославляя казахскую домбру и демонстрируя современное звучание древнего инструмента.
В настоящее время в составе группы Made in KZ ее создатель и художественный руководитель Бауыржан Итекеев, его супруга – солистка Назым Хамитова и домбрист Жандос Акимбаев. Посетив их концерт (о творческом вечере группы читайте в № 81 «Вечернего Алматы» в статье «Домбра без границ»), корреспонденты «Вечёрки» не преминули побеседовать с артистами. Конечно, было интересно в первую очередь узнать, как профессиональная пианистка Назым Хамитова, окончившая специализированную музыкальную школу имени Ахмета Жубанова и Казахскую национальную консерваторию имени Курмангазы, стала эстрадной певицей, и как создавался проект.
– Я с детства пою, но профессионально этим не увлекалась, – рассказывает Назым. – Благодаря моим родителям, которые всегда меня поддерживали в любых начинаниях, брала частные уроки вокала для своего саморазвития. Занималась со многими педагогами, но самым первым моим учителем по вокалу был Владимир Ильич Шин. Я тогда училась в третьем-четвертом классе и ходила к нему в Дом творчества. На занятиях мы записывали детские песенки на кассету. Моей первой песней была «Аппақ гульдер», которую исполняет Акбота Керимбекова. Мама меня также водила в продюсерский центр Майры Ильясовой, народной артистки Казахстана, где мы записывали авторскую песню, написанную специально для меня. Она назы- валась «Жан досым», но это не та знаменитая песня Сейдуллы Байтерекова – ее написал современный композитор. Это было примерно в 2005–2006 году, и запись той песни обошлась моим родителям где-то в сто долларов. Я помню, что с первого дубля записала песню и уже тогда ощутила весь творческий процесс.
– Кто из преподавателей вокала больше вложил в вас знаний и труда?
– Больше, наверное, я сама. Мне мое музыкальное образование очень помогает в жизни. Когда пришла в группу, то у меня не было опыта выступлений как вокалистки на сцене. У музыкантов-классиков нет страха сцены. Мы с детства сдаем экзамены на сцене, участвуем в концертах. Когда объявили кастинг в группу, то я поначалу его не прошла. До меня в этой группе пела другая девушка, но она ушла из проекта, когда на носу было ответственное мероприятие. И тогда мой будущий муж, с которым еще не было никаких отношений, предложил мне петь в группе. Я с радостью согласилась. Предстояла презентация его клипа, оставалось несколько дней до этого события, и я выучила все песни, дома репетировала под фоно, это был первый опыт на сцене как вокалистки.
– Вы поете на нескольких языках, сложно ли запоминать столько текстов?
– Я в принципе раньше знала эти песни, и с запоминанием у нас проблем нет, опять же повторюсь, мы – музыканты-классики и выучиваем по 40–50 страниц нот. Благо, слух меня спасает. Самое главное, я отлично знаю родной казахский и русский. Запоминать несложно, делаю себе транскрипцию тек- ста песни, спрашиваю у специалистов, как правильно произносить звуки. У нас много песен на разных языках. Например, есть песня Джо Дассена Et si tu n’existais pas, в 2017 году наша кавер-версия хорошо выстрелила, и даже по всей Европе была очень популярной. Она набрала большое количество просмотров именно в нашем исполнении, потому что мы первые представили французскую музыку, сыгранную на домбре. Обратились к знакомой, которая училась и жила во Франции, она мне помогла с транскрипцией и произношением. Но я еще сама доделываю транскрипцию, добавляю буквы, звуки, как произносить, какие интонации должны быть. Чтобы перевести куплет песни Джо Дассена на казахский язык, мы обратились к поэту и композитору Сержану Бахытжану, он пишет для групп Ninety One и «Орда». Я не думаю, что это прямой перевод, скорее, свободный, но в основе лежит тема любви.
– Ваша основная работа – группа Made in KZ?
– Да, на данный момент я живу и зарабатываю пением, вся жизнь моя связана с музыкой. У нас очень плотный график, частые гастроли. Когда нет гастролей, постоянно зависаем в студии. Все аранжировки, соло домбры мы делаем сами, в частности я. Я могу запатентовать все свои соло для домбры, они придуманы мной, а за креативную часть, организационную, за аранжировки отвечает Бауыржан. Жандос у нас профессиональный домбрист, он окончил Байсеитовскую школу и консерваторию, и мы вместе с ним придумываем соло домбры, он, как исполнитель, я, как композитор.
– В 2021 году ваша группа выезжала в Лондон, где вы в составе казахстанской делегации представляли выставку «Золото Великой степи». Расскажите об этих и других гастролях за рубеж.
– Мы повезли с делегацией во главе с акимом Восточного Казахстана артефакты в Лондон, но само представление и наше выступление проходили в городе Кембридже в музее Фитцуильяма, который существует более 300 лет. Сначала была презентация выставки, археологи провели исторический экскурс, а потом началась музы- кальная часть, где выступили мы. В общей сложности посети- ли с гастролями около 15 стран, включая СНГ. Сейчас мы планируем свой творческий путь по Ближнему Востоку, хотим включить в репертуар песни на арабском языке. Мы сейчас в поиске той песни, которая могла бы стать популярной именно на YouTube-платформе. Кавер – это перепевка, но я с гордостью могу сказать, что мы первые создали наш жанр. Мы не берем готовую аранжировку, а создаем все с нуля, меняем стиль, добавляем свое соло, у нас все авторское, кроме самой песни.
– Я читала в ваших интервью, что у группы есть свои авторские песни.
– Люди больше знают наши кавер-версии, чем авторские песни, но надеюсь, что скоро мы это исправим, – вступает в беседу Бауыржан Итекеев. – Официально у нас вышли три авторские песни, но есть еще четыре. Это «Қайтар мені», «Сүйікті бол», некоторые песни без названий, их просто еще не придумали.
– Кто пишет эти песни?
– У нас все по-разному. Есть композитор Сержан Бахытжан, есть молодые ребята, сейчас работаем с Еркешем Шакеевым. И на молодежь будем ориентироваться. Наша аудитория в основном – это взрослые интеллигентные люди, которые понимают музыку и у которых хороший вкус. Молодежь нас не особо знает, потому что наш репертуар основан на музыке ретро, качественной и проверенной временем, но мы это будем исправлять. Основная миссия нашей группы – популяризировать домбру, чтобы люди понимали, что она не только фольклорный традиционный инструмент. Домбра такая же, как все современные инструменты. Я хотел показать, что на домбре можно исполнять абсо- лютно любую музыку, и с таким желанием появился проект.
– Оказали ли на вас влияние такие артисты, как Асылбек Енсепов, группа «Улытау»?
– Нет, Асылбек Енсепов и группа «Улытау» – два разных жанра. У Асылбека жанр деко, у группы «Улытау» этно-рок, а у нас каверы, популярная музыка на домбре. У нас абсолютно разные стили, и у нашей группы нет кумира, хотя мы с уважением относимся ко всем артистам.
– Как к вам пришла идея создать такой проект?
– Я начинал как диджей, и в то время не было современной музыки с домброй. Везде, где появлялась домбра, это превращалось в «тойскую» музыку. Я просто хотел сделать «вкусную» музыку, чтобы в ней был наш казахский колорит, звучала домбра, и чтобы ее можно было сыграть в клубе. Хотел сделать модную музыку с этим инструментом. Записался на домбру и усердно занимался – так потихоньку родился проект. Изначально у меня не было цели на этом зарабатывать, не возникало мыслей, что это будет моя работа, это было просто хобби. Я не продюсер, у меня нет специального образования, навыков, нет связей в мире шоу-бизнеса. Я приехал в Алматы один и начинал все с нуля, но интуитивно делал правильные вещи. Сначала в проекте солисткой была Айгерим, но она ушла, потому что захотела развиваться самостоятельно. Мы с ней работали недолго. Я собрал группу в 2015 году, а в 2017-м пришла Назым. Сначала мы выкладывали видео в соц- сетях, и постепенно нас стали узнавать, приглашать на меро- приятия, устраивать гастроли за границей. Например, мы выступали в Давосе на Всемирном экономическом форуме, а также в Малайзии, Сингапуре. Изначально я не ставил перед собой цели сделать проект коммерческим, это был зов души.
Автор Индира САТБАЕВА
Статья опубликована в №101 от 24.08.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Музыка с «акцентом»»