Многие из них сложили свои головы на полях сражений.
Сегодня же благодарные потомки помнят их подвиги. В канун Дня Победы мы решили рассказать о тех, кто вернулся домой и продолжил победные традиции уже в мирное время. С некоторыми из них автору этих строк пришлось по долгу журналисткой службы встречаться и писать о их спортивных свершениях.
Сначала хочу рассказать о Шохре Бультекулы, которого считают основоположником казахстанского бокса. Он – первый мастер спорта СССР в нашей республике в этом виде спорта. Был финалистом первенства ВДСО «Динамо» (1947 год), трижды побеждал в чемпионатах Казахской ССР. На ринге провел 123 поединка и из них в 105 одержал победы. Вернувшись с фронта, Шохр перебрался в Алма-Ату и привлек в боксерскую секцию десятки ребят. Многие из них потом достойно защищали честь республики на всесоюзных состязаниях.
Из воспоминаний одного из его учеников, ныне покойного Виктора Садчикова, который в годы войны работал на алма-атинском военном заводе имени С.М. Кирова:
– В то послевоенное время в республике, можно сказать, бокс не культивировался. Знали только Шохра Бультекулы, которого называют сегодня «пионером казахского бокса». Он и позвал меня в секцию. Занимались на улице. Первый свой официальный поединок я провел с польским военнопленным, который работал на стройке в Алма-Ате. Тогда я оказался единственным из местных спортсменов, кто одержал победу. Затем был московский ринг. Мне попался в соперники известный в то время российский боец И. Мулаев. Тогда второй тренер мне сказал: «Как получишь удар, падай и не вставай. Пусть поражение засчитают, но дадут очко команде». Но я продержался довольно долго. Только в конце поединка получил нокаут. И помню первые слова Шохра Бультекулы: «Молодец, из тебя будет толк!»
Кроме Виктора Садчикова его учениками были Серик Абденалиев, ставший мастером спорта СССР, Аскар Усенов, Ескендир Хасанов, будущий композитор Асет Бейсеуов, ставший в последствии политиком Аскар Кулибаев и другие.
Шохр Бультекулы скончался в апреле 1994 года в возрасте 77 лет.
Немало было ветеранов и среди футболистов Казахстана, однин из них – Владимир Толчинский, много лет возглавлявший федерацию футбола республики. Этот неуемный человек в свое время слыл одной из самых скромных персон в республике, но авторитет в футболе у него был непререкаемый. Он запомнился многим поклонникам игры номер один не только как руководитель, футболист, арбитр, но и комментатор. Его голос в конце 60-х, в 70-е годы был слышен в каждой квартире, где болели за «Кайрат». Надо сказать, что комментировал Владимир Давыдович с таким пафосом, что нельзя было не зауважать мэтра. И мало кто знал, что он в суровые годы военного лихолетья горел в танке, был ранен и имеет боевые награды, и никогда об этом никому не рассказывал.
Вспоминает Талгат Нурмуханбетов, проработавший несколько лет его заместителем в федерации футбола: «Это был очень скромный человек. Никогда не кичился, что воевал. Я узнал о том, что Владимир Давыдович – фронтовик, когда отправлял документы в федерацию СССР. Характеристику на него писали в Спорткомитете Казахстана. Там было написано, что он за боевые заслуги награжден орденом Красной Звезды».
Под стать Толчинскому был и Рафаил Ибрагимов, который всю жизнь проработал в Госкино Казахской ССР, но до этого прошел всю войну. Видел смерть товарищей, разрушенные города и села, слышал плач женщин, стариков и детей. За четыре года был несколько раз ранен, но судьба была к нему благосклонна: он живым и невредимым вернулся домой. Любовь к футболу привела его в судейство. «Футбольный судья – это моя вторая профессия, – рассказал мне еще в 2013 году сам ветеран. В 1946 году я демобилизовался из армии. В Чимкенте, где жила наша семья, на матч двух команд не приехал судья, и меня попросили обслужить поединок…»
Рафаил Ибрагимов
В его карьере арбитра более 300 матчей. Причем не городские соревнования он судил, а матчи первенства СССР среди команд первой и высшей лиги и даже международные игры.
Болельщики со стажем помнят игру «Кайрата» с польской «Вассой», посвященную открытию Центрального стадиона в Алма-Ате. Тот матч судил тоже он. Также обслуживал игру международного Кубка железнодорожников, когда играли «Кайрат» и «Локомотив» (Чехия). За честность получал немало подарков. В комнате Рафаила Якубовича при жизни на ковре висел топорик. Он с гордостью рассказывал всем, что ему этот сувенир подарили представители украинских команд «Динамо» и «Карпаты». Это был намек на то, что он честно отсудил матч и был строг и к тем, и к другим.
Рафаил Якубович Ибрагимов ушел из жизни несколько лет тому назад.
Последним журналистом, кто взял интервью у Дмитрия Черненко, много лет проработавшего администратором футбольного клуба «Кайрат», был я. Тогда, в мае 2013-го, он выглядел бодрым, но летом его не стало. Вот что тогда поведал мне ветеран.
Это случилось в самом конце войны. Не думал тогда механизатор Димка Черненко, что его могут призвать на поле брани. Однажды в их усадьбу пришел почтальон и, протягивая повестку, сказал: «И твой черед пришел, Дима». Обрадовался паренек, наконец-то дождался, а то сверстники все поуходили, а ему бронь дали, сказали, что нужен дома. Тогда они жили в Бескарагайском районе Семипалатинской области в селе Семеновка.
Попал служить в зенитную батарею. Успешно прошел курс молодого бойца, там воины тренировались стрелять из зениток. Было негласное социалистическое соревнование между расчетами. Лучших отправляли на фронт. В их числе было и подразделение, где служил Черненко. Его с товарищами отправили охранять небо Кавказа. Не раз расчет, в котором служил Дмитрий Павлович, вступал в бой с фашистскими бомбардировщиками, и бойцы, сбивая «стервятников» приближали победу…
Дмитрий Черненко
Домой он вернулся только в 1950 году. Тех фронтовиков, которые воевали с первых дней войны, демобилизовали, а ребят, призванных позже, оставили служить, пока не подросло новое поколение.
После армии переехал в Алма-Ату. Искал работу. Зашел как-то в спортобщество «Локомотив», а там ему говорят: «Нужен администратор в футбольную команду «Кайрат». «Я согласился. Так и «застрял» в футболе на всю жизнь», – рассказал на той встрече ветеран.
Вся его жизнь прошла в кайратовском коллективе. Много ребят через него прошло – это Тимур Сегизбаев, Александр Жуйков, Роберт Анторян, Умурбек Бекбосынов, Диас Омаров, Виктор Абгольц, есть и спортсмены более молодого поколения.
Кстати, из футболистов на память приходят такие имена ветеранов Великой Отечественной войны, как Георгий Козелько, Аркадий Хохман. Этот список продолжают и представители других видов спорта. К примеру, первым ректором физкультурного института был Хамза Мухамеджанов, первым директором РШИ № 6 (ныне РКС) стал также фронтовик, военный летчик Талгат Якупбаев. Не раз приходилось встречаться на соревнованиях с тренером легкоатлетов Федором Григорашем и многими другими ветеранами войны. Их сегодня нет в живых, но память о них жива.
Статья опубликована в №48–49, от 07.05.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Мы их помним!".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!