Несмотря на предпринимаемые меры, проблема мопедов в Алматы остается одной из наиболее острых и злободневных. Езда по тротуарам и другим неположенным местам, систематическое нарушение ПДД на проезжей части, превышение скоростного и шумового режимов и т.д. и т.п. Так называемые «Малогабаритные транспортные средства» создают большие проблемы, мало того, они негативно влияют и на сам имидж мегаполиса.
Дорога ярости
По предоставленным в мае данным полиции, только с начала 2024 года в городе водители мопедов допустили 7522 нарушений правил дорожного движения. С их участием произошло 301 ДТП, погибло три человека.
Как исправить положение? Независимый эксперт в области транспортной политики Елена Ерзакович отмечает, что полный запрет на использование мопедов нецелесообразен, так как данные средства передвижения стали незаменимыми во многих коммерческих сферах.
– Предприниматели постоянно поднимают вопросы: «Как мы будем без оперативной доставки?» «Что делать молодежи, значительная часть которой зарабатывает на этом?» Здесь не только тема дорожных правил, но и экономики, – говорит она.
На фоне актуализации проблемы один из таксопарков в прошлом месяце обратился к общественности с воззванием: «Мопед нам не враг». Как отмечалось, 85% пользователей услуг компании – курьеры в возрасте от 18 до 30 лет.
«Мопед – не транспорт, а рабочий инструмент, который нужен курьерам. Рост мопедистов растет за счет урбанизации и платежеспособности населения. Попытки сокращения мопедного движения ударят сильнее всего по работающей молодежи, которая является необходимым элементом городской экономики. Разумеется, требуются меры регуляции, которые мы, как арендодатели, приветствуем», – сказано в обращении.
В качестве мер предложены запрет езды для несовершеннолетних (сейчас – до 16 лет), определение стандартов техобслуживания, за которые будут ответственны арендодатели, а также полное юридическое оформление процесса по ввозу в страну данных средств передвижения.
Елена Ерзакович считает, что «регистрацию надо было сделать еще вчера».
– Первая проблема, которую нужно решить городским властям – посчитать количество мопедов в Алматы и сообщить об этом обществу. Мы сейчас оперируем приблизительными цифрами, они не дают возможности понять, сколько конкретно людей использует мопеды для работы, а сколько – для личных поездок. К сожалению, МВД очень долго тянуло с этим вопросом. Проблема нарастала и сейчас она переросла в такой «ураган», что вызывает массу критику со стороны жителей мегаполиса. Конфликты неизбежны, когда нет достаточной инфраструктуры, – говорит эксперт.
Квалификационный минимум
Стоит подчеркнуть, что службы доставки не предоставляют транспорт, курьеры сами вольны решать этот вопрос, именно поэтому мопеды (с их не до конца отрегулированным правовым статусом – пока что транспортными средствами они официально не являются), так популярны. Особенности найма персонала нам рассказали представители одной из каршеринговых компаний.
– Мы заключаем с ними договор, просим оригинал удостоверения и 100-процентную оплату вперед. Обычно они арендуют на неделю (25 000 тенге), а затем продлевают. Как показывает практика, специальные жилеты (их ношение по действующему законодательству необязательно – Ред.) надевают 80 процентов пользователей. Также они уже должны иметь опыт вождения мопедом. Мы проводим разъяснительную работу: говорим, что запрещено ездить на тротуарах, выезжать на встречную полосу, нужно двигаться строго по линии, – отметили в компании.
Мопеды в основном выпускаются в Китае, каршеринг гарантирует техобслуживание. В комплекте идет зарядка для телефона, зеркала, держатель телефона и шлем. По словам наших собеседников, воровство мопедов у курьеров – явление очень частое, как и поломки. Возмещать ущерб должны арендаторы.
– Вместе с тем на мопедах есть GPS-трекеры, с их помощью мы находили воров и при участии полиции привлекали их к ответственности, – говорят в компании.
Мопеды можно и купить, широкие возможности предоставляют многочисленные онлайн-магазины. Цены на подержанные модели начинаются от 150 тысяч тенге, что, как понятно, по карману многим.
Такого распространения мопедов, естественно, не было бы без всеобъемлющего внедрения в современную жизнь сервиса заказов и доставки. Размещенные в Интернете требования наиболее крупной компании таковы: возраст от 18 лет, удостоверение личности и ИИН, объем двигателя средства передвижения до 50 куб. см. При этом отмечается, что работу можно совмещать с учебой, график свободный. Предлагаемый доход – от 20 000 тенге в день. Что примечательно, оформлением занимаются парки – партнеры.
Шумомеры, штрафы, законы
Причина подобной, скажем так, лапидарности в квалификационных требованиях напрямую связана с вышеотмеченным отсутствием внятного правового статуса водителей. Соответствующий законопроект Сенатом еще не рассмотрен. Согласно планируемым поправкам, пользователи должны будут проходить первичную регистрацию (данный процесс начнется не раньше весны 2025 года). Также предусмотрено получение водительского удостоверения категории А1. Кроме того, мопеды намерены приравнять к «механическим транспортным средствам, оснащенным двигателем внутреннего сгорания объемом до 50 кубов или электродвигателем, чья максимальная скорость не превышает 50 км/час».
Проезд на красный свет будет караться штрафом в 10 МРП. За вождение в нетрезвом виде последует административное заключение на 15 суток и лишение прав на семь лет.
– Перед выдачей прав должен быть проведен мониторинг на предмет реального знания водителями мопедов ПДД. Необходимы масштабные информационные, образовательные кампании. Нужно до конца отрегулировать вопросы парковки на тротуарах, заездов во дворы. Причем требуется кооперация с курьерскими службами, – говорит Елена Ерзакович.
Одна из проблем, которая в прямом смысле слова бьет по ушам, – шум. Вздрагивание по ночам от тарахтящего на улице мопеда – это, к сожалению, уже устоявшийся алматинский быт. Правоохранительные органы весной проводили профилактические рейды, определенный эффект от них был. Действенными инструментами выглядят шумомеры. Как отмечал ранее заместитель начальника управления местной полицейской службы города Тимур Ногайбаев, в настоящее время на балансе ДП Алматы технических средств по измерению уровня шума не имеется, но вопрос о приобретении данных приборов рассматривается.
Вместе с тем, по словам зампредседателя Ассоциации двухколесного транспорта Сергея Ротару, ситуация легко решаема. Нужен массовый техосмотр, регистрация и возврат к заводским настройкам, по которым предельный уровень шума составляет не более 60 децибел.
Как любят объяснять сами пользователи мопедов, они намеренно снимают глушители, чтобы их было слышно в потоке, мол, это вопрос личной безопасности. Этот момент как раз-таки уже отрегулирован: согласно закону, глушитель на мопедах обязателен, а езда с неисправной системой выпуска является нарушением, так как создает угрозу дорожного движения. За это предусмотрен штраф 5 МРП, или 18 460 тенге.
К слову, в США водители данных средств передвижения получают регистрацию всего на один год (с дальнейшей аттестацией), при этом использование прямоточных (обеспечивающих более громкий – «спортивный» – звук) глушителей строго запрещено. В Германии введены дополнительные шумовые ограничения, штраф за нарушение повышен с 50 до 270 евро. За езду без прав в Китае платят 244 юаня, или 12 000 тенге, во Вьетнаме – 800 000 донгов (11 200 тенге), в Таиланде – 1000 бат (6400 тенге).
P.S. Как видим, попытки по решению сложностей, которые создают водители данных средств передвижения в Алматы и других городах Казахстана, предпринимаются, но рубить с плеча никто не намерен, так как на выхлопной трубе мопеда завязан целый клубок социально-экономических проблем. Большие надежды возлагаются на новые правовые меры, однако, как показывает практика, ужесточение законодательства эффективно лишь при комплексном подходе
Редакция газеты «Вечерний Алматы» приглашает к обсуждению столь наболевшего актуального вопроса все заинтересованные стороны.