Группа «Улытау» стала победителем международного музыкального онлайн-конкурса Djooky в США.
Как сообщается на сайте конкурса, победители удостаиваются приза в 10 тысяч долларов и получают возможность записать свой альбом на музыкальной студии Capitol в Лос-Анджелесе. Сразу после новости о победе в конкурсе группа «Улытау» побывала в редакции газеты «Вечерний Алматы». Вместе с руководителем группы – певцом, композитором и продюсером Кыдырали Болмановым музыканты рассказали о своем участии в конкурсе, поделились взглядом на дальнейшее развитие музыкального искусства и порассуждали о том, как повлиял интернет на нашу жизнь.
– Расскажите о конкурсе – как долго он длился, сколько стран в нем участвовало и как выбирались победители?
Кыдырали Болманов: В общей сложности состязательная программа продлилась полгода – с осени по весну. Всего в конкурсе соревновались 30 участников. В качестве жюри выступил весь мир – то есть все, кто следил за ходом конкурса. Задачей конкурсантов было набрать как можно больше голосов слушателей.
Асель Исаева (скрипка): Началось все с республиканского этапа, дальше следовал региональный тур, затем континентальный. Участники, прошедшие все эти творческие испытания, вошли в основную конкурсную программу. Нам посчастливилось досрочно выйти на финишную прямую. После участия в континентальном отборе нам пришло сообщение, что мы выходим в гранд-финал.
– Вы играли в прямом эфире или нужно было высылать записи?
А. И.: По условиям конкурса мы должны были высылать звуковой материал – оценивалось не только исполнение, но и качество записи и в целом всего музыкального файла, включая аранжировку композиции, иными словами, творческий и технический уровень материала.
– Какие композиции вы представили на конкурсе?
Максим Кичигин (гитара, аранжировка): Выбор материала был непростым, в обсуждении участвовала вся группа. Предложения звучали разные. Так, была задумка прислать на конкурс аранжировку европейской классики – Вивальди. Но Кыдырали Нуртаевич предложил остановиться на казахской музыке, чтобы показать всему миру красоту и самобытность нашей культуры. Мы поддержали его предложение.
К. Б.: Мы стремимся популяризировать казахскую музыку, знакомить с домброй весь мир. Для континентального конкурса мы выбрали произведение Курмангазы «Адай», а на финал приготовили «Жумыр кылыш» Махамбета.
– «Улытау» известна своей приверженностью этно-року. Были на конкурсе музыканты, работающие в этом стиле?
К. Б.: Стилей было великое множество, в том числе и близкий к нам этно-рок. Но как у нас сочетания домбры с роком точно ни у кого не было. Мы думаем, что сочетание народной музыки, классики и рока вписывается в современный мир. Это музыка сегодняшнего дня, в ее основе лежат казахские мелодии и классика, все соединяется с энергетикой рока и рождает уникальный звук.
– В ваших композициях задействованы разные по степени громкости инструменты, например, у скрипки звук сильнее, чем у домбры. Как вам удается достигать звуковой гармонии?
К. Б.: Действительно, домбра не рассчитана на стадионы, а мы выступаем на крупных площадках. Чтобы усилить звук, используем современные технические возможности – микрофоны, звукосниматели. С нами всегда ездит звукорежиссер, который выстраивает всю эту работу. Поэтому у нас все инструменты звучат органично, в ансамбле и воспринимаются как единое целое.
М. К.: Бывает, что после концертов нас спрашивают: вы выступаете под фонограмму? Мы отвечаем: нет, это живой звук. Такие вопросы мы воспринимаем как комплимент. Это означает, что нам удается выдавать высокое качество звучания с такими разными инструментами, как, например, домбра, скрипка, электрогитара.
– Вы часто бываете в других странах, как воспринимают группу за рубежом? Есть ли различие в восприятии европейцев, американцев?
К. Б.: Особого различия нет. Европейцы, американцы, японцы, жители других стран Востока и Запада открыты ко всему новому, они с большим интересом воспринимают слияние музыкальных стилей, разных творческих жанров.
М. К.: Люди из разных стран, которые слушают нашу музыку в интернете, часто просят приехать к ним с концертом, например, в Германию, Мексику. Сразу после конкурса на наше выступление дал отклик коллега из Румынии, который раньше слышал нас вживую, он пожелал, чтобы мы снова приехали с концертами в Румынию.
– Существует мнение, что доступность впечатлений, которые современный человек может получить в интернете, отбивает у него фантазию и стремление к творчеству. Что бы вы сказали на это?
К. Б.: Здесь хочется сказать, что все есть яд и все есть лекарство. Интернет – это один щелчок – и ты во всем мире. Но этот мир формирует сам человек. Если все время сидеть в социальных сетях, играть в игрушки, делая перерыв только на перекус, то можно замкнуться и утратить творческий потенциал. Интернет – это ключ к развитию человека. И здесь все зависит от наших приоритетов, от того, чего мы хотим. Если мы стремимся развиваться, знакомиться с новой музыкой, культурой других стран и народов, то интернет нам в помощь.
М. К.: Фантазия человека безгранична, а интернет, социальные сети, открытость мира для поездок, путешествий дарит нам больше поводов для открытий. И даже в пандемию благодаря интернету мы не ощущаем себя в изоляции. Впечатления рождают и творческие идеи. Так было всегда и, думаю, так будет дальше.
А. И.: К примеру, взять хотя бы наш конкурс, он дал нам возможность услышать много хорошей музыки, познакомиться с новыми группами.
– Как повлиял интернет на развитие музыкального искусства?
М. К.: В какой-то степени он совершил революцию. Еще совсем недавно магазины были заполнены музыкальными дисками, артисты презентовали свои альбомы. Выпуск диска был значимым событием, напоминал выход книги. Теперь же диски практически не выпускаются, за исключением каких-то юбилейных тиражей. Потому что все это перешло в интернет. Альбомы выходят и по-прежнему служат главным источником рекламы и монетизации музыкальных проектов. Но они продаются в интернете, через специальные продюсерские ресурсы, а на смену магнитофонам пришли ноутбуки, смартфоны.
А. И.: Важным фактором продвижения музыканта служат онлайн-конкурсы, например, музыкальный марафон, в котором мы приняли участие. Благодаря таким проектам можно знакомиться с новыми веяниями – это тот случай, когда весь музыкальный мир как на ладони.
– Каково будущее виртуального музыкального контента?
К. Б.: Онлайн-пространство сегодня стало неотъемлемой частью нашей жизни. Кажется, в этом плане уже изобретено все, и даже трудно вообразить, как, в каком направлении интернет будет развиваться дальше, но развиваться он будет без сомнения, возможно, интернет-концерты перейдут в формат 3D, может быть, виртуальные трансляции выступлений будут проходить с эффектом присутствия… Но ясно одно: интернет стал неотъемлемой частью нашей работы, ресурсом, где мы можем представлять свои проекты и общаться с нашими поклонниками, это огромная концертная площадка и огромный зрительный зал. Но как бы ни развивались виртуальные возможности, основа нашего творчества – живое исполнение.
– Вы давали онлайн-концерты во время строгого карантина?
К. Б.: Дали несколько, но выступать без живой аудитории было очень сложно, мы должны ощущать энергетику зала. Без этого невозможно себе представить нашу работу и работу любого другого артиста.
М. К.: Так уж устроен человек, что ему необходимо живое искусство, живой звук и живые эмоции.
– Кыдырали, вы являетесь советником министра культуры и спорта, в чем заключается ваша работа?
К. Б.: Я курирую направление, в котором являюсь профессионалом, – это музыка, шоу-бизнес. Как уже говорили, сегодня стоит задача продвижения отечественной культуры в стране и за рубежом. Но нужно не просто организовывать зарубежные выступления наших артистов, но и добиться, чтобы они приносили прибыль. В этом направлении сейчас ведется работа в министерстве.
– Что бы вы пожелали молодым людям, которые стремятся реализовать себя в музыкальном искусстве, как и в каком направлении действовать?
К. Б.: В этом вопросе слово «действовать» – ключевое. Если человек хочет чего-то добиться, то нужно трудиться. Первым делом надо определить цель, понять, в каком направлении развиваться. Нужно создать такой проект, который бы чем-то отличался от того, что уже есть. Тогда он заинтересует аудиторию. И, конечно, нужно постоянно мотивировать себя к развитию – например, этот проект позволит мне стать успешным или благодаря этому проекту я смогу объездить весь мир, исполнить то, что раньше не исполняли, и так далее.
– Казахская музыка – основа вашего репертуара, остались ли кюи, которые вы еще не исполняли?
М. К.: Наверное, мы исполнили только один процент от казахского музыкального наследия.
К. Б.: Всего же существует порядка восьми-девяти тысяч кюев, так что нам есть к чему стремиться и куда расти.