Театр драмы имени Ауэзова отмечает 95-летие, юбилей старейшая драматическая сцена Казахстана встречает в новом качестве.
В канун юбилейной даты Глава государства Касым-Жомарт Токаев присвоил Казахскому государственному академическому театру драмы имени Мухтара Ауэзова национальный статус. Приказ об этом на праздничном вечере в честь дня рождения старейшей драматической сцены страны зачитала министр культуры и спорта Республики Казахстан Актоты Раимкулова. Она подчеркнула, что Театр Ауэзова – это основа основ сценического искусства Казахстана, именно ауэзовская сцена дала старт профессиональному развитию драматического и музыкального театра страны.
– Любой театр славится своими ветеранами. Статус национального – заслуга всех поколений артистов, которые работали здесь. Сейчас в театр приходят новые люди. Каждый из них привносит свой вклад в развитие культуры всей страны. Я искренне поздравляю с 95-летием весь коллектив театра. Желаю всей труппе театра творческих успехов и процветания, – сказала министр.
Актоты Раимкулова подчеркнула, что став за свою 95-летнюю историю символом казахского театрального искусства, коллектив стремится к новым творческим свершениям и всеми силами ведет общество к культурным и прогрессивным идеалам.
Первый казахский профессиональный драматический театр был основан в 1925 году в Кызыл-Орде, тогдашней столице Казахской АССР, а открылся 13 января 1926 года отрывком из пьесы «Енлик-Кебек» Мухтара Ауэзова.
Зарождение и годы становления театра связаны с именами таких видных деятелей, как первый директор Динше Адилов и первый режиссер Жумат Шанин, а в первую артистическую труппу вошли мастера народного творчества Елюбай Омирзаков, Серке Кожамкулов, Капан Бадыров, Калибекек Куанышбаев и многие другие. В 1928 году с переносом столицы в Алма-Ату туда же был переведен и театр. С 1937 года театру присвоено звание академического, а с 1961 года – имя Мухтара Ауэзова.
К слову, роль Мухтара Ауэзова, работавшего в 1932–1938 годах заведующим литературным отдeлом, в становлении и развитии театра очень велика. В художественных пьесах и статьях великий художник слова внес вклад в определение направления национального сценического искусства. Он перевел шедевры мировой драматургии, работал во благо театра, чтобы обогатить репертуар.
В ходе творческого вечера, который состоялся на сцене Театра имени Ауэзова 13 января, были продемонстрированы театральные отрывки, хореографические и вокальные номера, составившие славу театра, была представлена премьера «Абайдың жұмбағы».
Между тем, как отметил корифей театрального искусства, советник директора театра имени Ауэзова, профессор, народный артист Казахстана Есмухан Обаев, один, даже самый большой творческий вечер не в силах вместить фрагменты всех постановок театра, потому что их счет идет на тысячи.
– С первых лет своего существования театр взял самую высокую планку, – подчеркнул режиссер. – Да, первая труппа состояла из непрофессиональных актеров, они не играли по системе Станиславского, но у них была не менее значимая школа – школа народного искусства. Актеры пели под аккомпанемент домбры, очень хорошо знали народное творчество и, что самое главное, на сцене были искренними, испытывали радость от того, что могут делиться со зрителями своим творчеством.
В 1940 году выпускник ГИТИСа режиссер Аскар Токпанов поставил спектакль «Абай» Мухтара Ауэзова, и это стало большим художественным успехом театра. В музыкальном оформлении таких постановок, как «Хан Кене», «Ночные раскаты», «Наши джигиты» и других использовались песни из сборника Александра Затаевича «500 казахских песен», а для спектакля «Абай» композитор Ахмет Жубанов специально написал музыку.
Послевоенное время стало периодом театральных профессионалов, труппу пополнили выпускники творческих вузов, игравшие и ставившие спектакли на высоком профессиональном уровне.
В 1973 году на Международном театральном фестивале стран Азии, Африки и Латинской Америки в Иране был с успехом показан спектакль Театра имени Ауэзова «Материнское поле», поставленный по произведению Чингиза Айтматова, а в 1984 году на Международном фестивале «Театр наций» во Франции был тепло принят зрителями его спектакль «Козы Корпеш – Баян Сулу» Габита Мусрепова.
Эти успехи были связаны с именем выпускника ГИТИСа, ставшего впоследствии народным артистом СССР, Азербайжана Мамбетова.
В культурном пространстве сформировалось понятие «театр Мамбетова», «эпоха Мамбетова». Зрители разных стран мира выражали восхищение театральным искусством Казахстана, а в республике практически нет области и района, куда Театр имени Ауэзова не приезжал бы на гастроли.
– Мы гордимся всеми нашими деятелями, которые сделали свой большой вклад в развитие культурного наследия Казахстана. Когда я пришел в этот театр, мы праздновали его 30-летие. Без прошлого нет настоящего. Поэтому сегодня мы стараемся оставить свой опыт и навыки актерского мастерства нашим молодым талантам», – сказал художественный руководитель Казахского национального театра драмы имени Ауэзова, народный артист Асанали Ашимов.
Труппу Ауэзовского театра поздравили коллеги из других театральных коллективов страны. К слову, наряду с Казахским государственным академическим театром драмы имени Мухтара Ауэзова, указом Главы государства статус «национальный» получили Казахский государственный академический оркестр народных инструментов имени Курмангазы, Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая, Государственный академический русский театр драмы имени М. Лермонтова, Национальная библиотека Республики Казахстан.
В рамках празднования 95-летия драматического театра также состоялось награждение работников театра. Почетными грамотами были награждены Асанали Ашимов, Тунгышбай Жаманкулов, Айдос Бектемир, Мурат Нурасылов, Жалгас Толганбай и другие известные деятели культуры и искусства театра.
Министр культуры и спорта сообщила труппе долгожданную новость: в 2021 году в Театре имени Ауэзова начнутся реставрационные работы.
– Здание театра является одним из старейших. Мы на сегодня переговорили с двумя известными архитекторами из России. Сейчас прорабатывается весь процесс работы, – сказала Актоты Раимкулова.